01:10 Русский Язык - Пробный вариант 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<...> передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам. Задание 1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб. 2)При существовании в схожих условиях, при котором в данном случае действует и одно направление естественного отбора, происходит конвергенция, то есть схождение признаков у животных различных групп. 3) Конвергенция – это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования. 4) Конвергенция – схождение признаков у животных различных групп – объясняется воздействием на этих животных схожих условий сущест- вования и общим в данном случае направлением естественного отбора. 5) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования. Задание 2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Впоследствии Несмотря на это, С другой стороны, Напротив, Например, Задание 3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, жен. 1. Доля, отдельная единица, на к-рые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока. 2. Предмет как составной элемент какого-н. целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин). 3. Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии. 4. Отдел какого-н. учреждения. Санитарная ч. Учебная ч. (1) в учебном заведении: отдел, занимающийся непосредственной организацией учебного процесса; 2) в вооружённых силах: организация, занимающаяся подготовкой специалистов из числа сержантов, старшин, солдат, матросов). 5. Область какой-н. деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело). 6. Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская ч. 7. В России до 1917 г.: административное подразделение города, а также полицейское управление такого подразделения. 8. Районная пожарная команда в городах (устар.) Каланча пожарной части. 9. (в части). Пай, доля (разг.). Быть в части с кем-н. 10. Доля, участь (стар.). Много бед выпало на чью-н. ч. Задание 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. навзнИчь (упасть) щавЕль докумЕнт кулинАрия овЕн Задание 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На конференции обсуждались проблемы становления ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и осознания смысла жизни. По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи, чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении духа и были готовы к работе. Решение возникающих конфликтов далеко не всегда было ПРОДУКТИВНЫМ. Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться, пытаясь понять, кто вылезает из машины. Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на ИСХОДНЫЕ позиции. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. не ПРОРОНЯЯ (слов) в БОКУ знаменитые ПРОФЕССОРА благодаря РЕШЕНИЮ ИХ успех Задание 7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Замечательным русским поэтом, тонко чувствующий природу, является С. А.Есенин. 2) В рассказе «Рождение корабля» Борис Шергин показывает, как русские мастера строили морские суда. 3) Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. 4) В журнале «Литературном наследии» можно найти новые интересные сведения о творчестве Л.Н.Толстого. 5) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека. 6) Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 7) В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению. 8) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому драматическому театру. 9) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для абонентов сотовой связи специальную экоакцию. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. нав..ждение колл..кционер оз..рить заг..рать соч..тание Задание 9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. и..брать, не..гибаемый непр..ступный, пр..кращение п..догреть, пр..образ пр..мкнуть, пр..клонный по..бросить, о..пилить Задание 10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. усидч..вый отстёг..вавший щегол..ватый прислуш..ваться заносч..вый Задание 11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. увенч..нный встрет..шь независ..мый застел..шь закле..шь Задание 12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости. Причины миграции этих редких птиц ещё (не)изучены. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров. (Не)смотря на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче. Задание 13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж. Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания. Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги. Призвание поэта — творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения. Я рассказал Ивану всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ. предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно. Задание 14 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк. Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома. Задание 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль. Задание 18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был. Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания. Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих. Прочитайте текст и выполните задания 20 - 25. (1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели». (4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. (6)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни... (7)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною...». (8)«Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9)Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты». (10)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (11)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. (12)Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора... (13)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14)Мне же многое приходилось открывать поздно. (15)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16)А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг. (17)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18)Но богом для меня был и остался Лев Толстой... (19)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (21)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. (23)Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (25)Ну ладно сам, но пустить дочь?! (26)По-другому совесть не позволяла. (27)А Чехов разве не отправился спасать от холеры, в жуткую эпидемию, как будто не существовало угрозы самому заразиться? (28)Но для него вопрос — лечить или не лечить, разумеется, не возникал. (29)Так всегда было. (30)И не только в России Толстого и Чехова. (31)Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (32)То, что она сделала, её "Чернобыльская молитва", — это творческий и нравственный подвиг. (ЗЗ)Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу. (34)Цена такого слова всегда велика. (35)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (36)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (37)Исповедовались. (По Г. Бакланову*) *Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист. Задание 20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Милосердие, сострадание к людям, жертвенность всегда были в традиции у великих русских писателей. 2) Любовь к чтению иногда начинается с чтения первых, подаренных к празднику книг. 3) Чтение книг — это прежде всего постижение самого себя, осознание смысла своей жизни. 4) В литературе XX века, в отличие от классической, нет писателей, чьё творчество вызывало бы сильнейший отклик в душах читателей. 5) Литература не перестала быть совестью, болью, философией, историей человеческой души. Задание 21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) В предложениях 23-32 содержится описание. 2) Предложения 1-3 подтверждают суждение, высказанное в предложении 4. 3) В предложениях 15-16 представлено повествование. 4) В предложениях 19-22 представлено рассуждение. 5) В предложении 33 нет повествования. Задание 22 Из предложения 16 выпишите фразеологизм. Задание 23 Среди предложений 10-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Задание 24 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества». Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) литота 3) лексический повтор 4) эпитеты 5) цитирование 6) диалектизм 7) развёрнутая метафора 8) риторический вопрос 9) восклицательные предложения Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Ответы к заданиям 1 - 24
Пояснения к заданию 25
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |