Главная » 2016 » Май » 18 » Обществознание - Пробный вариант 2
00:23
Обществознание - Пробный вариант 2

За­да­ние 1

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

За­да­ние 2

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

игра, об­ще­ние, труд, де­я­тель­ность, уче­ние.

За­да­ние 3

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ный кон­троль». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) за­ме­ча­ние

2) санк­ция

3) со­ци­аль­ная норма

4) по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия

5) осуж­де­ние

6) ду­хов­ная куль­ту­ра

За­да­ние 4

Раз­ви­тие науки поз­во­ли­ло со­здать новые, мо­ро­зо­устой­чи­вые, сорта пло­до­вых рас­те­ний. Какие функ­ции науки про­яви­лись в этом факте? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­ци­аль­ная

2) про­гно­сти­че­ская

3) ми­ро­воз­зрен­че­ская

4) по­зна­ва­тель­ная

5) про­из­вод­ствен­ная

6) об­ра­зо­ва­тель­ная

За­да­ние 5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (ис­сле­до­ва­ния): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ

A) до­ка­за­тель­ство по­ло­же­ний

Б) сбор фак­тов

B) опи­са­ние на­блю­да­е­мых яв­ле­ний

Г) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы

Д) вы­дви­же­ние ги­по­тез

УРОВ­НИ НА­УЧ­НО­ГО ПО­ЗНА­НИЯ (ИС­СЛЕ­ДО­ВА­НИЯ)

1) эм­пи­ри­че­ский

2) тео­ре­ти­че­ский

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

 

За­да­ние 6

 стра­не Z про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий в раз­лич­ные сферы жизни. Какие дру­гие при­зна­ки поз­во­лят сде­лать вывод о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те
цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.
2) На­блю­да­ет­ся низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хо­зяй­ства.
4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие тех­но­ло­гии.
5) Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром про­из­вод­ства.
6) По­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся де­мо­кра­тия.

За­да­ние 7

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об усло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) Ре­гу­ляр­ность об­ме­на.
2) Пе­ре­ход к пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии.
3) Рас­про­стра­не­ние на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния.
4) Углуб­ле­ние об­ще­ствен­но­го раз­де­ле­ния труда.
5) По­яв­ле­ние норм права.

За­да­ние 8

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми ком­мер­че­ских пред­при­я­тий и их при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ

A) по­лу­ча­ют до­хо­ды в виде ди­ви­ден­дов

Б) от­ве­ча­ют за долги своим иму­ще­ством

B) не имеют права соб­ствен­но­сти на за­креп­лен­ное за ними иму­ще­ство

Г) несут риски в пре­де­лах сто­и­мо­сти своих вкла­дов

Д) иму­ще­ство пред­при­я­тия не­де­ли­мо

ФОРМЫ ПРЕД­ПРИ­Я­ТИЙ

1) пол­ное то­ва­ри­ще­ство

2) уни­тар­ное пред­при­я­тие

3) ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство

4) об­ще­ство с огра­ни­чен­ной от­вет­ствен­но­стью

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

 

За­да­ние 9

Граж­да­нин А. купил при­ви­ле­ги­ро­ван­ную акцию одной из про­мыш­лен­ных ком­па­ний. Какие права он при­об­ре­та­ет, ста­но­вясь вла­дель­цем этой акции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти права.
 
1) на по­лу­че­ние фик­си­ро­ван­но­го ди­ви­ден­да не­за­ви­си­мо от го­ло­со­ва­ния ак­ци­о­не­ров
2) на по­лу­че­ние суммы долга, удо­сто­ве­рен­но­го цен­ной бу­ма­гой, в ука­зан­ный срок
3) на по­лу­че­ние части вы­руч­ки после того, как будут вы­да­ны ди­ви­ден­ды по обыч­ным ак­ци­ям
4) на по­лу­че­ние части при­бы­ли, за­ви­ся­щей от её ве­ли­чи­ны
5) на управ­ле­ние ак­ци­о­нер­ным об­ще­ством через уча­стие в со­бра­нии ак­ци­о­не­ров
6) на по­лу­че­ние опре­делённой части иму­ще­ства в слу­чае лик­ви­да­ции ком­па­нии до того, как оно будет раз­де­ле­но между вла­дель­ца­ми обык­но­вен­ных акций

За­да­ние 10

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке мо­биль­ных те­ле­фо­нов: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние  (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).
Пе­ре­ме­ще­ние кри­вой спро­са D в новое по­ло­же­ние  может быть вы­зва­но пре­жде всего

1) уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции про­из­во­ди­те­лей
2) рез­ким по­до­ро­жа­ни­ем або­нент­ской платы на ста­ци­о­нар­ные те­ле­фон­ные точки
3) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства мо­биль­ных те­ле­фо­нов
4) ро­стом до­хо­дов по­тре­би­те­лей
5) умень­ше­ни­ем из­дер­жек про­из­вод­ства

За­да­ние 11

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ген­де­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) По­ня­тие «ген­дер» не свя­за­но с осо­зна­ни­ем че­ло­ве­ком себя как пред­ста­ви­те­ля дан­но­го пола, ощу­ще­ни­ем сво­е­го муж­ско­го или жен­ско­го тела, оно су­ще­ству­ет ис­клю­чи­тель­но в со­ци­аль­ном кон­тек­сте.
2) Зна­чи­тель­ную роль в об­ре­те­нии че­ло­ве­ком ген­дер­но­го ста­ту­са иг­ра­ет про­цесс обу­че­ния, в ходе ко­то­ро­го про­ис­хо­дит при­ня­тие роли, овла­де­ние по­ве­ден­че­ски­ми дей­стви­я­ми.
3) Ген­дер не ис­чер­пы­ва­ет­ся по­ня­ти­ем роли или со­во­куп­но­стью ролей, пред­пи­сан­ных об­ще­ством по при­зна­ку пола, — это про­яв­ле­ние мно­же­ства куль­тур­ных со­став­ля­ю­щих пола.
4) Ген­дер — это со­ци­аль­ные роль и ста­тус, ко­то­рые опре­де­ля­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные воз­мож­но­сти в об­ра­зо­ва­нии, про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, до­сту­пе к вла­сти, се­мей­ной роли и ре­про­дук­тив­ном по­ве­де­нии.
5) Ген­дер — это наш био­ло­ги­че­ский пол, свя­зан­ный ис­клю­чи­тель­но с тем, что нам да­ет­ся от рож­де­ния, на него не вли­я­ют со­ци­аль­ная среда, власть, режим, ре­ли­гия.

За­да­ние 12

«За счет каких ис­точ­ни­ков Вы рас­счи­ты­ва­е­те улуч­шить ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние своей семьи?» От­ве­ты на дан­ный во­прос были по­лу­че­ны в ходе ис­сле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каж­дый опро­шен­ный мог вы­брать не более трех от­ве­тов из числа пред­ло­жен­ных. От­дель­ные ре­зуль­та­ты этих ис­сле­до­ва­ний при­ве­де­ны в таб­ли­це (в %). За счет каких ис­точ­ни­ков Вы рас­счи­ты­ва­е­те улуч­шить ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние своей семьи?

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии при­ве­ден­ных дан­ных? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) При­мер­но рав­ное ко­ли­че­ство опро­шен­ных пла­ни­ру­ют уве­ли­чить свои до­хо­ды за счет зар­пла­ты на до­пол­ни­тель­ной ра­бо­те по найму и на ра­бо­те без офи­ци­аль­но­го оформ­ле­ния.
2) Глав­ным ис­точ­ни­ком улуч­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния тра­ди­ци­он­но оста­ет­ся за­ра­бот­ная плата на ос­нов­ной ра­бо­те.
3) Доля опро­шен­ных, ожи­да­ю­щих улуч­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния за счет по­лу­че­ния раз­лич­ных видов пен­сии, за по­след­ний год вы­рос­ла в три раза.
4) Опро­шен­ные реже ожи­да­ют до­хо­дов от част­но­го биз­не­са, чем по­мо­щи от дру­зей и род­ствен­ни­ков.
5) Не смог­ло опре­де­лить­ся с от­ве­том боль­ше опро­шен­ных, чем в про­шлые годы.

За­да­ние 13

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства.
3) Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.

За­да­ние 14

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ и функ­ци­я­ми, ко­то­рые они ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ И ФУНК­ЦИИ

А) раз­ре­ша­ет споры о ком­пе­тен­ции между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти

Б) утвер­жда­ет во­ен­ную док­три­ну стра­ны

В) на­зна­ча­ет и осво­бож­да­ет выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­ору­жен­ных Сил

Г) обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние в стра­не еди­ной фи­нан­со­вой и де­неж­ной по­ли­ти­ки

Д) осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью

СУБЪ­ЕК­ТЫ ВЛА­СТИ РФ

1) Пре­зи­дент РФ

2) Пра­ви­тель­ство РФ

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

 

За­да­ние 15

Пар­тия V со­зда­ла сеть пер­вич­ных ор­га­ни­за­ций в раз­лич­ных угол­ках стра­ны. Члены по­ли­ти­че­ско­го со­ве­та пар­тии из­бра­ны в раз­лич­ные фе­де­раль­ные и мест­ные ор­га­ны вла­сти. Пар­тия вы­сту­па­ет с идеей за­щи­ты прав тру­дя­щих­ся, со­ци­аль­но­го мира, яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей по­стро­е­ния пра­во­во­го и со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства. Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной пар­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кад­ро­вая

2) кон­сер­ва­тив­ная

3) со­ци­а­ли­сти­че­ская

4) пра­вя­щая

5) мас­со­вая

6) ре­во­лю­ци­он­ная

За­да­ние 16

Кто осу­ществ­ля­ет го­су­дар­ствен­ную власть на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?
 
1) Фе­де­раль­ное со­бра­ние РФ
2) Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та РФ
3) Ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния
4) Суды Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
5) По­бе­див­шие на вы­бо­рах по­ли­ти­че­ские пар­тии
6) Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

За­да­ние 17

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми сде­лок: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР  

А) до­го­вор да­ре­ния

Б) до­го­вор хра­не­ния с уча­сти­ем про­фес­си­о­наль­но­го хра­ни­те­ля

В) за­ве­ща­ние

Г) до­го­вор мены

Д) до­го­вор арен­ды

ВИД СДЕЛ­КИ

1) воз­мезд­ная

2) без­воз­мезд­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

 

За­да­ние 18

Граж­да­нин К. об­ра­тил­ся в суд с ис­ко­вым за­яв­ле­ни­ем о при­зна­нии не­дее­спо­соб­ным сво­е­го пре­ста­ре­ло­го де­душ­ки. В каком про­цес­се будет рас­смат­ри­вать­ся дан­ное дело?
 
1) кон­сти­ту­ци­он­ном
2) ар­бит­раж­ном
3) граж­дан­ском
4) кас­са­ци­он­ном

За­да­ние 19

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.
 
(А)В ор­га­ны ЗАГС при­шли со­вер­шен­но­лет­ние Иван и На­та­лья, чтобы по­дать за­яв­ле­ние о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции брака. (Б)Со­труд­ник ЗАГС от­ка­зал­ся при­нять это за­яв­ле­ние, по­то­му что Иван при­знан судом не­дее­спо­соб­ным. (В)На­та­лья, знав­шая об этом и ру­ко­вод­ство­вав­ша­я­ся же­ла­ни­ем за­ре­ги­стри­ро­вать­ся в квар­ти­ре Ивана, по­сту­пи­ла без­нрав­ствен­но. (Г) Опе­ку­нам Ивана сле­ду­ет лучше сле­дить за ним.
 
Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят
1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер
2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний
 
За­пи­ши­те под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

А Б В Г
       

 

За­да­ние 20

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.
 
Пре­одо­ле­ние про­ти­во­ре­чий в _______(А) через овла­де­ние со­от­вет­ству­ю­щи­ми спо­со­ба­ми её вы­пол­не­ния (уме­ни­я­ми, на­вы­ка­ми, при­е­ма­ми, зна­ни­я­ми) ведёт к _______(Б) и пред­став­ля­ет собой его суть. Ве­ду­щая роль в овла­де­нии но­вы­ми эф­фек­тив­ны­ми спо­со­ба­ми удо­вле­тво­ре­ния _______(В) при­над­ле­жит обу­че­нию и _______(Г). Отбор, раз­ви­тие и куль­ти­ви­ро­ва­ние по­треб­но­стей, име­ю­щих об­ще­ствен­ную и _______(Д) цен­ность, яв­ля­ет­ся одним из цен­траль­ных за­да­ний в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти. В фор­ми­ро­ва­нии _______(Е) су­ще­ствен­ную роль иг­ра­ет пре­ем­ствен­ность в обу­че­нии и вос­пи­та­нии. Раз­ви­тие лич­но­сти – слож­ный про­цесс, в ко­то­ром уров­ни раз­ви­тия по­сто­ян­но из­ме­ня­ют­ся. Раз­ви­тие по­зна­ва­тель­ных пси­хи­че­ских про­цес­сов, эмо­ций и чувств, воли, по­треб­но­стей, ин­те­ре­сов, иде­а­лов и убеж­де­ний, со­зна­ния и са­мо­со­зна­ния, спо­соб­но­стей, тем­пе­ра­мен­та и ха­рак­те­ра, уме­ний, на­вы­ков и при­вы­чек на­хо­дит­ся в слож­ном ме­ж­этап­ном вза­и­мо­дей­ствии.
 
Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:
1) вос­пи­та­ние
2) де­я­тель­ность
3) лич­ност­ный
4) ка­че­ствен­ный
5) ин­ди­вид
6) лич­ность
7) раз­ви­тие
8) роль
9) по­треб­ность
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В Г Д Е
           

 

Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания 21 - 24

Лич­ность

«...ка­ко­вы не­об­хо­ди­мые и до­ста­точ­ные кри­те­рии сфор­ми­ро­вав­шей­ся лич­но­сти?
По су­ще­ству, су­ще­ству­ет два ос­нов­ных кри­те­рия. Пер­вый кри­те­рий: че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, если в его мо­ти­вах су­ще­ству­ет иерар­хия в одном опре­де­лен­ном смыс­ле, а имен­но если он спо­со­бен пре­одо­ле­вать соб­ствен­ные не­по­сред­ствен­ные по­буж­де­ния ради чего-то дру­го­го. В таких слу­ча­ях го­во­рят, что субъ­ект спо­со­бен к опо­сре­до­ван­но­му по­ве­де­нию. При этом пред­по­ла­га­ет­ся, что мо­ти­вы, по ко­то­рым пре­одо­ле­ва­ют­ся не­по­сред­ствен­ные по­буж­де­ния, со­ци­аль­но зна­чи­мы. Они со­ци­аль­ны по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и смыс­лу, т. е. за­да­ны об­ще­ством, вос­пи­та­ны в че­ло­ве­ке.
Вто­рой не­об­хо­ди­мый кри­те­рий лич­но­сти - спо­соб­ность к со­зна­тель­но­му ру­ко­вод­ству соб­ствен­ным по­ве­де­ни­ем. Это ру­ко­вод­ство осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве осо­знан­ных мо­ти­вов-целей и прин­ци­пов. От пер­во­го кри­те­рия вто­рой от­ли­ча­ет­ся тем, что пред­по­ла­га­ет имен­но со­зна­тель­ное со­под­чи­не­ние мо­ти­вов. Про­сто опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние (пер­вый кри­те­рий) может иметь в своей ос­но­ве и сти­хий­но сло­жив­шу­ю­ся иерар­хию мо­ти­вов, и даже "сти­хий­ную нрав­ствен­ность": че­ло­век может не от­да­вать себе от­че­та в том, что имен­но за­ста­ви­ло его по­сту­пить опре­де­лен­ным об­ра­зом, тем не менее про­дей­ство­вать впол­не нрав­ствен­но. Итак, хотя во вто­ром при­зна­ке также име­ет­ся в виду опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние, под­чер­ки­ва­ет­ся имен­но со­зна­тель­ное опо­сред­ство­ва­ние. Оно пред­по­ла­га­ет на­ли­чие са­мо­со­зна­ния как осо­бой ин­стан­ции лич­но­сти...
Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти хотя и есть про­цесс осво­е­ния спе­ци­аль­ной сферы об­ще­ствен­но­го опыта, но про­цесс со­вер­шен­но осо­бый. Он от­ли­ча­ет­ся от усво­е­ния зна­ний, уме­ний, спо­со­бов дей­ствий. Ведь здесь речь идет о таком осво­е­нии, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние новых мо­ти­вов и по­треб­но­стей, их пре­об­ра­зо­ва­ние, со­под­чи­не­ние и т. п. А до­стичь всего этого путем про­сто­го усво­е­ния нель­зя. Усво­ен­ный мотив в луч­шем слу­чае мотив зна­е­мый, но не ре­аль­но дей­ству­ю­щий, т. е. мотив не­истин­ный. Знать, что долж­но де­лать, к чему сле­ду­ет стре­мить­ся, - не зна­чит хо­теть это де­лать, дей­стви­тель­но к этому стре­мить­ся. Новые по­треб­но­сти и мо­ти­вы, а также их со­под­чи­не­ния воз­ни­ка­ют в про­цес­се не усво­е­ния, а пе­ре­жи­ва­ния, или про­жи­ва­ния. Этот про­цесс все­гда про­ис­хо­дит толь­ко в ре­аль­ной жизни че­ло­ве­ка. Он яв­ля­ет­ся все­гда эмо­ци­о­наль­но на­сы­щен­ным, часто субъ­ек­тив­но твор­че­ским.
Рас­смот­рим этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Оста­но­вим­ся на самых глав­ных и очень круп­ных эта­пах. По об­раз­но­му вы­ра­же­нию А. Н. Леон­тье­ва, лич­ность "рож­да­ет­ся" два­жды.
Пер­вое ее рож­де­ние от­но­сит­ся к до­школь­но­му воз­рас­ту и зна­ме­ну­ет­ся уста­нов­ле­ни­ем пер­вых иерар­хи­че­ских от­но­ше­ний мо­ти­вов, пер­вы­ми под­чи­не­ни­я­ми не­по­сред­ствен­ных по­буж­де­ний со­ци­аль­ным нор­мам. Иными сло­ва­ми, здесь за­рож­да­ет­ся то, что от­ра­же­но в пер­вом кри­те­рии лич­но­сти.
Вто­рое рож­де­ние лич­но­сти на­чи­на­ет­ся в под­рост­ко­вом воз­расте и вы­ра­жа­ет­ся в по­яв­ле­нии стрем­ле­ния и спо­соб­но­сти осо­зна­вать свои мо­ти­вы, а также про­во­дить ак­тив­ную ра­бо­ту по их под­чи­не­нию и пе­ре­под­чи­не­нию. За­ме­тим, что эта спо­соб­ность к са­мо­осо­зна­нию, са­мо­ру­ко­вод­ству, са­мо­вос­пи­та­нию и от­ра­же­на во вто­ром при­зна­ке лич­но­сти, разо­бран­ном выше.
Между про­чим, её обя­за­тель­ность за­фик­си­ро­ва­на в такой юри­ди­че­ской ка­те­го­рии, как уго­лов­ная от­вет­ствен­ность за со­вер­ша­е­мые дей­ствия. Эта от­вет­ствен­ность, как из­вест­но, воз­ла­га­ет­ся на каж­до­го ду­шев­но здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, до­стиг­ше­го со­вер­шен­но­ле­тия».

За­да­ние 21

Автор вы­ска­зы­ва­ет свою точку зре­ния на то, ка­ко­го че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, вы­де­ля­ет кри­те­рии лич­но­сти. Ука­жи­те два кри­те­рия с опо­рой на текст и оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дый из них. Сфор­му­ли­руй­те свой кри­те­рий лич­но­сти че­ло­ве­ка, кого, на Ваш взгляд, можно на­звать лич­но­стью.

За­да­ние 22

Ука­жи­те с опо­рой на ав­тор­ский текст два от­ли­чия по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­ще­го пер­во­му и вто­ро­му кри­те­ри­ям. При­ве­ди­те, опи­ра­ясь на зна­ние курса, лич­ный со­ци­аль­ный опыт и со­ци­аль­ную прак­ти­ку, любой один при­мер про­яв­ле­ния «сти­хий­ной нрав­ствен­но­сти» в по­ве­де­нии людей.

За­да­ние 23

Автор, ссы­ла­ясь на пси­хо­ло­га А.Н. Леон­тье­ва, ука­зы­ва­ет ос­нов­ные этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. При­ве­ди­те ука­зан­ные в тек­сте этапы, и, опи­ра­ясь на зна­ние курса, лич­ный со­ци­аль­ный опыт и прак­ти­ку, про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из эта­пов ха­рак­тер­ным для него кон­крет­ным «при­об­ре­те­ни­ем» для лич­ност­но­го ста­нов­ле­ния.

За­да­ние 24

Автор от­ме­ча­ет: «...Новые по­треб­но­сти и мо­ти­вы, а также их со­под­чи­не­ния воз­ни­ка­ют в про­цес­се не усво­е­ния, а пе­ре­жи­ва­ния, или про­жи­ва­ния...». По­яс­ни­те ав­тор­скую мысль. Опи­ра­ясь на зна­ние курса, соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт и со­ци­аль­ную прак­ти­ку, при­ве­ди­те два про­яв­ле­ния воз­ник­но­ве­ния новых по­треб­но­стей и мо­ти­вов лич­но­сти.

За­да­ние 25

На­зо­ви­те три при­зна­ка пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ки, от­ли­ча­ю­щих ее от пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки.

За­да­ние 26

ВЦИОМ была изу­че­на ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов. Ис­сле­до­ва­ния про­хо­ди­ли с 1997 по 2010 год. Ре­зуль­та­ты по­след­не­го года ис­сле­до­ва­ния пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Сде­лай­те три воз­мож­ных вы­во­да на ос­но­ве этих дан­ных.
 
Ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов (в %)

За­да­ние 28

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Роль го­су­дар­ства в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

За­да­ние 29

Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3).
Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.
При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.
 
С9.1 Фи­ло­со­фия: «Об­ра­зо­ва­ние — это то, что боль­шин­ство по­лу­ча­ет, мно­гие пе¬ре­да­ют и лишь не­мно­гие имеют». (К. Краус)
С9.2 Фи­ло­со­фия: «Нрав­ствен­ность — ос­но­ва всех че­ло­ве­че­ских цен­но­стей». (А. Эйн­штейн)
С9.3 Со­цио­ло­гия: «Раз­но­вид­ность на­ци­о­наль­ных куль­тур для мира то же, что раз­но­вид­ность нот в му­зы­ке». (С. Ра­ми­шви­ли)

 
Ответы к заданиям 1 - 20
 
Номер задания Правильный ответ
1 труд
2 де­я­тель­ность
3 46
4 145
5 21122
6 45
7 14
8 31242
9 16
10 24
11 234
12 12
13 145
14 31122
15 345
16 146
17 21211
18 3
19 1122
20 279136

 

Ответы к заданиям 21 - 29

Задание 21

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1. При­ве­де­ны ав­тор­ские кри­те­рии лич­но­сти с опо­рой на текст, на­при­мер: - "че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, если в его мо­ти­вах су­ще­ству­ет иерар­хия в одном опре­де­лен­ном смыс­ле, а имен­но если он спо­со­бен пре­одо­ле­вать соб­ствен­ные не­по­сред­ствен­ные по­буж­де­ния ради чего-то дру­го­го", если его по­ве­де­ние со­ци­аль­но зна­чи­мо; - че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, если он спо­со­бен "спо­соб­ность к со­зна­тель­но­му ру­ко­вод­ству соб­ствен­ным по­ве­де­ни­ем", че­ло­век ру­ко­вод­ству­ет­ся со­зна­тель­ны­ми мо­ти­ва­ми де­я­тель­но­сти, об­ла­да­ет са­мо­со­зна­ни­ем.

2. Сфор­му­ли­ро­ван свой кри­те­рий лич­но­сти, до­пу­стим: - лич­но­стью можно счи­тать че­ло­ве­ка, об­ла­да­ю­ще­го зна­ни­я­ми, жиз­нен­ным опы­том, уме­ни­ем жить среди людей, об­ла­да­ю­ще­го нрав­ствен­ны­ми прин­ци­па­ми, в со­от­вет­ствии с ко­то­ры­ми он дей­ству­ет. Могут быть при­ве­де­ны и иные кри­те­рии лич­но­сти.

Задание 22

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.
1. При­ве­де­ны от­ли­чия в по­ве­де­нии людей, до­пу­стим:
- "от пер­во­го кри­те­рия вто­рой от­ли­ча­ет­ся тем, что пред­по­ла­га­ет имен­но со­зна­тель­ное со­под­чи­не­ние мо­ти­вов"
- "про­сто опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние (пер­вый кри­те­рий) может иметь в своей ос­но­ве и сти­хий­но сло­жив­шу­ю­ся иерар­хию мо­ти­вов"
- "вто­ром при­зна­ке име­ет­ся в виду опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние", со­зна­тель­ное опо­сред­ство­ва­ние дей­ствий людей.
2. При­ве­ден при­мер про­яв­ле­ния "сти­хий­ной нрав­ствен­но­сти", до­пу­стим:
- ока­зать по­мощь по­жи­ло­му че­ло­ве­ку при пе­ре­хо­де улицы;
- оста­но­вить ма­ши­ну и по­мочь на до­ро­ге че­ло­ве­ку, про­ся­ще­му по­мощь;
- по­мочь со­се­ду по даче в ре­монт­ных ра­бо­тах или ра­бо­те по саду и про­чее.
Могут быть при­ве­де­ны иные адек­ват­ные при­ме­ры.

Задание 23

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:
При­ве­де­ны ука­зан­ные в тек­сте этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти (два ее рож­де­ния) и ил­лю­стри­ру­ю­щие их "при­об­ре­те­ния", до­пу­стим:
1) пер­вый этап (пер­вое рож­де­ние) - до­школь­ный воз­раст, ко­то­рый "зна­ме­ну­ет­ся уста­нов­ле­ни­ем пер­вых иерар­хи­че­ских от­но­ше­ний мо­ти­вов, пер­вы­ми под­чи­не­ни­я­ми не­по­сред­ствен­ных по­буж­де­ний со­ци­аль­ным нор­мам"
- "при­об­ре­те­ния":
- ре­бе­нок-до­школь­ник осо­зна­ет, что не все свои по­треб­но­сти он может удо­вле­тво­рить, если они про­ти­во­ре­чат ин­те­ре­сам близ­ких, на­при­мер, не может до­бить­ся по­куп­ки иг­руш­ки, если у ро­ди­те­лей нет не­об­хо­ди­мой суммы денег, пойти гу­лять на улицу к дру­зьям, если ба­буш­ка боль­на и не может про­во­дить его во двор, и т.д.
- ре­бе­нок-до­школь­ник уже осва­и­ва­ет не­об­хо­ди­мость со­гла­со­ва­ния своих ин­те­ре­сов с близ­ки­ми, дру­зья­ми
2) вто­рой этап (вто­рое рож­де­ние) - "на­чи­на­ет­ся в под­рост­ко­вом воз­расте и вы­ра­жа­ет­ся в по­яв­ле­нии стрем­ле­ния и спо­соб­но­сти осо­зна­вать свои мо­ти­вы, а также про­во­дить ак­тив­ную ра­бо­ту по их под­чи­не­нию и пе­ре­под­чи­не­нию".
- "при­об­ре­те­ния"
- под­ро­сток осо­зна­ет свои спо­соб­но­сти, опре­де­ля­ет какую про­фес­сию он хотел бы по­лу­чить в бу­ду­щем, в со­от­вет­ствии с этим де­ла­ет от­вет­ствен­ный и осо­знан­ный выбор про­фи­ля об­ра­зо­ва­ния;
- под­ро­сток на­чи­на­ет осва­и­вать новые со­ци­аль­ные роли (тру­же­ни­ка, соб­ствен­ни­ка), при­ни­мать ре­ше­ния по об­слу­жи­ва­нию своей соб­ствен­но­сти, на­при­мер, мо­пе­да, ску­те­ра;
- под­ро­сток, к при­ме­ру, при­няв ре­ше­ние идти в про­филь­ный класс, в сво­бод­ное время будет за­ни­мать­ся ма­те­ма­ти­кой, а преж­ние его при­вя­зан­но­сти, на­при­мер дво­ро­вый фут­бол, про­гул­ки с дру­зья­ми отй­дут на вто­рой план и т.д.
Могут быть при­ве­де­ны иные два адек­ват­ные "при­об­ре­те­ния", ха­рак­тер­ные для каж­до­го этапа.

Задание 24

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.
1. По­яс­не­ние, на­при­мер
Автор под­чер­ки­ва­ет, что че­ло­век может об­ре­сти мо­ти­вы и по­треб­но­сти толь­ко через об­ре­те­ние нрав­ствен­но­го опыта, эмо­ци­о­наль­но­го со­пе­ре­жи­ва­ния, про­чув­ство­ва­ния и про­жи­ва­ния каж­дой жиз­нен­ной си­ту­а­ции. Од­на­ко на­коп­ле­ния зна­ний, пред­став­ле­ния о дей­ствии не­до­ста­точ­но. Знать не­до­ста­точ­ный, важно эмо­ци­о­наль­но со­пе­ре­жи­вать, со­чув­ство­вать.
2. При­ве­де­ны два про­яв­ле­ния, до­пу­стим:
- толь­ко пе­ре­жив лич­ную жиз­нен­ную драму, по­те­рю близ­ких, кон­флик­ты с дру­зья­ми, че­ло­век спо­со­бен по-на­сто­я­ще­му по­нять и со­пе­ре­жи­вать беде дру­го­го.
- че­ло­век может иметь умо­зри­тель­ные пред­став­ле­ния о добре и зле, но важно са­мо­му ока­зать­ся в си­ту­а­ции вы­бо­ра, когда са­мо­му че­ло­ве­ку пред­сто­ит при­нять ре­ше­ние: идти ли на ком­про­мисс с со­ве­стью или не идти, со­вер­шать по­стыд­ный про­сту­пок или нет; имен­но этот мо­мент и будет опре­де­ля­ю­щим для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­но­го опыта лич­но­сти.
Может быть при­ве­де­но иное объ­яс­не­ние, ука­за­ны иные при­чи­ны.

Задание 25

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).
В от­ве­те могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки:
— стро­гое от­де­ле­ние за­ко­но­да­тель­ной вла­сти от ис­пол­ни­тель­ной;
— ис­клю­ча­ет­ся сов­ме­ще­ние пра­ви­тель­ствен­ной долж­но­сти и места де­пу­та­та пар­ла­мен­та;
— пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся на вы­бо­рах, от­дель­ных от пар­ла­мент­ских;
— ис­пол­ни­тель­ная власть мень­ше за­ви­сит от воли де­пу­та­тов пар­ла­мен­та.

Задание 26

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны фак­то­ры и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры, до­пу­стим:
1) се­зон­ность (на­при­мер, в хо­лод­ное время года в Рос­сии растёт спрос на зим­нюю одеж­ду и ин­вен­тарь для зим­них видов спор­та, тогда как спрос на лёгкую одеж­ду и пред­ме­ты для пляж­но­го от­ды­ха не­вы­сок);
2) уро­вень до­хо­дов по­тре­би­те­лей (на­при­мер, в стра­нах со ста­биль­но вы­со­ки­ми до­хо­да­ми на­се­ле­ния велик спрос на до­ро­гие эко­ло­ги­че­ски чи­стые про­дук­ты пи­та­ния, спе­ци­аль­ные линии ди­е­ти­че­ских про­дук­тов, не­до­ступ­ные людям с низ­ки­ми до­хо­да­ми);
3) ре­ли­гия и куль­тур­ные тра­ди­ции (на­при­мер, в стра­нах со зна­чи­тель­ным про­цен­том му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния сви­ни­на не поль­зу­ет­ся спро­сом, высок спрос на мясо птицы, об­ра­бо­тан­ное по спе­ци­аль­ной тех­но­ло­гии).
Могут быть на­зва­ны иные фак­то­ры, при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры.

Задание 27

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие вы­во­ды, до­пу­стим:
 
— наи­бо­лее зна­чи­мы­ми ин­сти­ту­та­ми в пред­став­ле­нии рос­си­ян яв­ля­ют­ся вы­бор­ность ор­га­нов и сво­бо­да слова и СМИ;
— зна­че­ние мно­го­пар­тий­но­сти оце­ни­ли менее по­ло­ви­ны ре­спон­ден­тов;
— на­ли­чие пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти за­труд­нил­ся оце­нить каж­дый чет­вер­тый.
 
Эле­мен­ты от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иной, близ­кой по смыс­лу форме.

Задание 28

При ана­ли­зе от­ве­та учи­ты­ва­ют­ся:
 
— кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;
 
— со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.
 
Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:
 
1) Рынок и его функ­ции:
 
а) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния;
 
б) ин­фор­ма­ци­он­ная;
 
в) са­ни­ру­ю­щая;
 
г) по­сред­ни­че­ская и др.
 
2) Силь­ные и сла­бые сто­ро­ны рынка.
 
3) Эко­но­ми­че­ские функ­ции лю­бо­го го­су­дар­ства:
 
а) про­из­вод­ство об­ще­ствен­ных благ;
 
б) фис­каль­ная;
 
в) уста­нов­ле­ние пра­во­вых рамок эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти.
 
4) Функ­ции го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной фор­мах.

Задание 29

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным пла­ном.
 
1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает пред­ва­ри­тель­ные, общие све­де­ния о той про­бле­ме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме во­прос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский пе­ри­од, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за тек­ста.
 
2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз вы­ска­зы­ва­ния. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние ма­те­ри­а­ла, уме­ние ло­гич­но, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски пра­виль­но, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - по­ло­же­ния, ко­то­рое вы бу­де­те до­ка­зы­вать. Потом при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из тек­ста.
 
3. За­клю­че­ние: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние ска­зан­но­го, за­вер­ше­ние тек­ста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое глав­ное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть ко­рот­кой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим из­ло­же­ни­ем. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к про­бле­ме. Оно долж­но быть из­ло­же­но кор­рект­но, без чрез­мер­ных эмо­ци­о­наль­ных оце­нок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

Категория: Обществознание | Просмотров: 4894 | Добавил: admin | Теги: обществознание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar