![](http://examexpert.ucoz.com/_nw/0/s21693203.jpg)
Задание 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Задание 2
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
игра, общение, труд, деятельность, учение.
Задание 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) замечание
2) санкция
3) социальная норма
4) политическая идеология
5) осуждение
6) духовная культура
Задание 4
Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная
2) прогностическая
3) мировоззренческая
4) познавательная
5) производственная
6) образовательная
Задание 5
Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) доказательство положений
Б) сбор фактов
B) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Д) выдвижение гипотез
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
1) эмпирический
2) теоретический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6
стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.
6) Постепенно складывается демократия.
Задание 7
Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Регулярность обмена.
2) Переход к парламентской демократии.
3) Распространение научного мировоззрения.
4) Углубление общественного разделения труда.
5) Появление норм права.
Задание 8
Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) получают доходы в виде дивидендов
Б) отвечают за долги своим имуществом
B) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество
Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов
Д) имущество предприятия неделимо
ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
1) полное товарищество
2) унитарное предприятие
3) акционерное общество
4) общество с ограниченной ответственностью
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 9
Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.
1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров
2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок
3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обычным акциям
4) на получение части прибыли, зависящей от её величины
5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров
6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций
Задание 10
На рисунке отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).
Перемещение кривой спроса D в новое положение может быть вызвано прежде всего
1) усилением конкуренции производителей
2) резким подорожанием абонентской платы на стационарные телефонные точки
3) совершенствованием технологии производства мобильных телефонов
4) ростом доходов потребителей
5) уменьшением издержек производства
Задание 11
Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.
2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.
3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола.
4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении.
5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.
Задание 12
«За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %). За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи? ![](http://examexpert.ucoz.com/_nw/0/s60680019.jpg)
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Примерно равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.
2) Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе.
3) Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.
4) Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.
5) Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.
Задание 13
Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.
2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.
3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.
4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.
5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
Задание 14
Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ
А) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти
Б) утверждает военную доктрину страны
В) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил
Г) обеспечивает проведение в стране единой финансовой и денежной политики
Д) осуществляет управление государственной собственностью
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
3) Конституционный Суд
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 15
Партия V создала сеть первичных организаций в различных уголках страны. Члены политического совета партии избраны в различные федеральные и местные органы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, социального мира, является сторонницей построения правового и социального государства. Выберите в приведенном ниже списке характеристики данной партии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кадровая
2) консервативная
3) социалистическая
4) правящая
5) массовая
6) революционная
Задание 16
Кто осуществляет государственную власть на территории Российской Федерации?
1) Федеральное собрание РФ
2) Администрация Президента РФ
3) Органы местного самоуправления
4) Суды Российской Федерации
5) Победившие на выборах политические партии
6) Правительство Российской Федерации
Задание 17
Установите соответствие между примерами и видами сделок: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) договор дарения
Б) договор хранения с участием профессионального хранителя
В) завещание
Г) договор мены
Д) договор аренды
ВИД СДЕЛКИ
1) возмездная
2) безвозмездная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 18
Гражданин К. обратился в суд с исковым заявлением о признании недееспособным своего престарелого дедушки. В каком процессе будет рассматриваться данное дело?
1) конституционном
2) арбитражном
3) гражданском
4) кассационном
Задание 19
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (Б)Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (В)Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Г) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Задание 20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Преодоление противоречий в _______(А) через овладение соответствующими способами её выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведёт к _______(Б) и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения _______(В) принадлежит обучению и _______(Г). Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и _______(Д) ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. В формировании _______(Е) существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.
Пропущенные элементы:
1) воспитание
2) деятельность
3) личностный
4) качественный
5) индивид
6) личность
7) развитие
8) роль
9) потребность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания 21 - 24
Личность
«...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
Задание 21
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
Задание 22
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Задание 23
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Задание 24
Автор отмечает: «...Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания...». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Задание 25
Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.
Задание 26
ВЦИОМ была изучена динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов. Исследования проходили с 1997 по 2010 год. Результаты последнего года исследования представлены в таблице. Сделайте три возможных вывода на основе этих данных.
Динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов (в %)
![](http://examexpert.ucoz.com/_nw/0/s10293839.jpg)
Задание 28
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль государства в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 29
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Образование — это то, что большинство получает, многие пе¬редают и лишь немногие имеют». (К. Краус)
С9.2 Философия: «Нравственность — основа всех человеческих ценностей». (А. Эйнштейн)
С9.3 Социология: «Разновидность национальных культур для мира то же, что разновидность нот в музыке». (С. Рамишвили)
![](http://examexpert.ucoz.com/_nw/0/75657817.png)
Ответы к заданиям 1 - 20
Номер задания |
Правильный ответ |
1 |
труд |
2 |
деятельность |
3 |
46 |
4 |
145 |
5 |
21122 |
6 |
45 |
7 |
14 |
8 |
31242 |
9 |
16 |
10 |
24 |
11 |
234 |
12 |
12 |
13 |
145 |
14 |
31122 |
15 |
345 |
16 |
146 |
17 |
21211 |
18 |
3 |
19 |
1122 |
20 |
279136 |
Ответы к заданиям 21 - 29
Задание 21
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - "человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого", если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен "способность к сознательному руководству собственным поведением", человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознанием.
2. Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности.
Задание 22
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы.
1. Приведены отличия в поведении людей, допустим:
- "от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов"
- "просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов"
- "втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение", сознательное опосредствование действий людей.
2. Приведен пример проявления "стихийной нравственности", допустим:
- оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы;
- остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему помощь;
- помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее.
Могут быть приведены иные адекватные примеры.
Задание 23
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:
1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"
- "приобретения":
- ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.
- ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями
2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".
- "приобретения"
- подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;
- подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;
- подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.
Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.
Задание 24
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы.
1. Пояснение, например
Автор подчеркивает, что человек может обрести мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Однако накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточный, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать.
2. Приведены два проявления, допустим:
- только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого.
- человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит принять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный проступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности.
Может быть приведено иное объяснение, указаны иные причины.
Задание 25
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть названы следующие признаки:
— строгое отделение законодательной власти от исполнительной;
— исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента;
— президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;
— исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.
Задание 26
В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);
2) уровень доходов потребителей (например, в странах со стабильно высокими доходами населения велик спрос на дорогие экологически чистые продукты питания, специальные линии диетических продуктов, недоступные людям с низкими доходами);
3) религия и культурные традиции (например, в странах со значительным процентом мусульманского населения свинина не пользуется спросом, высок спрос на мясо птицы, обработанное по специальной технологии).
Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры.
Задание 27
Правильный ответ должен содержать следующие выводы, допустим:
— наиболее значимыми институтами в представлении россиян являются выборность органов и свобода слова и СМИ;
— значение многопартийности оценили менее половины респондентов;
— наличие представительных органов власти затруднился оценить каждый четвертый.
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Задание 28
При анализе ответа учитываются:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Рынок и его функции:
а) регулирование производства и потребления;
б) информационная;
в) санирующая;
г) посредническая и др.
2) Сильные и слабые стороны рынка.
3) Экономические функции любого государства:
а) производство общественных благ;
б) фискальная;
в) установление правовых рамок экономической деятельности.
4) Функции государства в условиях рынка. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задание 29
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
|