22:31 Обществознание - Пробный вариант 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1 Запишите слово, пропущенное в схеме. Задание 2 Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). обсуждение законопроекта в парламенте законодательная инициатива законотворческий процесс парламентские слушания отклонение законопроекта Задание 3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «центральный банк». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) эмиссия денег 2) лицензирование финансовых организаций 3) установление учётной ставки 4) принятие законов 5) открытие депозитов 6) обеспечение расчётов правительства Задание 4 Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук 3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье 5) особое внимание нравственному воспитанию 6) компьютеризация образовательного процесса Задание 5 Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения ВИДЫ НОРМ 1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 6 Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) осуществление промышленного переворота 2) господство государства над обществом и общества над личностью 3) невысокий уровень социальной мобильности 4) формирование рыночного хозяйства 5) формирование гражданского общества Задание 7 Экономическая политика государства R основана на регулировании государственных расходов и государственного бюджета. По каким признакам можно установить, что эта политика фискальная (бюджетно- налоговая)? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) повышаются таможенные пошлины 2) расширяется компетенция Центробанка 3) Центральный банк изменяет учётную ставку процента 4) вводятся запреты на импорт продукции 5) устанавливается норма обязательных резервов 6) увеличивается размер налогов Задание 8 Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ A) предоставляет право на участие в управлении компанией Б) даёт право на получение фиксированного процента B) удостоверяет отношения долга Г) предоставляет право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока Д) удостоверяет право обладателя на долю в капитале компании ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ 1) облигация 2) обыкновенная акция Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 9 Гражданин Н. закончил курс основ предпринимательства и решил основать собственное частное индивидуальное предприятие, заняться разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже списке преимущества подобной формы бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) лёгкость получения банковских кредитов 2) высокая степень сохранности коммерческой информации 3) простота организации и управления 4) не надо делиться прибылью с совладельцами 5) достаточно средств для рекламной кампании 6) возможность привлечь высококлассных специалистов Задание 10 На рисунке отражено изменение спроса на услуги частных клиник на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dl). (P — цена товара, Q — количество товара.) ![]() Это перемещение может быть связано прежде всего со 1) снижением налогов с частных клиник 2) активной рекламой средств нетрадиционной медицины 3) закрытием ряда муниципальных клиник 4) увеличением числа частных клиник 5) улучшением качества обслуживания в государственных медицинских учреждениях Задание 11 Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения. 2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью. 3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением. 4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение. 5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность. Задание 12 «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надежными?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2010, 2011 и 2013 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Отдельные результаты этого исследования приведены в диаграмме (в %). Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Увеличивается доля респондентов, считающих лучшим способом сбережения денег хранение дома иностранной валюты. 2) Доля опрошенных, предпочитающих покупку акций предприятий, превышает долю желающих купить иностранную валюту. 3) Треть опрошенных считает самым благонадежным покупку золота или драгоценностей. 4) Самым надежным способом вложения денег в течение трех лет видится покупка недвижимости. 5) Около четверти опрошенных предпочитают открыть счета в Сбербанке. Задание 13 Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) политическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая Задание 14 Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ВОПРОСЫ А) судоустройство Б) федеральные налоги и сборы В) оборона и безопасность Г) разграничение государственной собственности Д) адвокатура, нотариат СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ 1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты РФ Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 15 Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) внешнеполитическая 2) правоохранительная 3) социальная 4) демократическая 5) этническая 6) первичной социализации Задание 16 Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. 6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Задание 17 Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ А) консультация по юридическим вопросам Б) представление клиентов в суде по гражданским делам В) вынесение решений по подсудным делам Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 1) адвокатура 2) суд Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 18 Гражданин П. имеет собственный бизнес. Какой факт позволит сделать вывод о том, что организационной формой его фирмы является акционерное общество? 1) Уставный капитал фирмы разделён на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой. 2) На собрании учредителей фирмы принят её устав. 3) Фирма занимается производством продукции, пользующейся спросом. 4) Фирма нацелена на получение прибыли. Задание 19 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. (Б) Одним из самых актуальных её аспектов представляется загрязнение воды — морей, рек, озёр. (В) Человек своей деятельностью изменяет естественный режим водных объектов, загрязняя их отходами и сбросами. (Г) Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия. (Д) Несомненно, отношение людей к проблеме промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Задание 20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический_________ (А). Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной__________ (Б) через систему определённых ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию_________ (В) производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению_____________(Г) и снижению конкурентоспособности отечественных товаров. Протекционизм защищает молодые отрасли_____________(Д) страны. На стадии становления отрасли её продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, ввиду того, что её цена выше, чем у товаров-конкурентов, а______________ (Е) ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться.» Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) качество 2) цикл 3) монополизм 4) пошлина 5) национальный 6) кризис 7) экспорт 8) хозяйство 9) конкуренция В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания 21 - 24 При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения. Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. <...> Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это. <...> Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью и намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, <...> живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося < .. > необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимости власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов. <...> Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и <...> доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты. Задание 21 Назовите теорию происхождения государства, основы которой выражает автор текста. Выпишите из текста фразу автора, аргументирующую Ваш ответ. Задание 22 Приведите авторскую характеристику состояния общества «без общей власти» государства? Используя обществоведческие знания, назовите одно любое негативное последствие безвластия. Задание 23 Какова, по мнению автора, главная цель государства? С опорой на обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте примерами две из функций. Задание 24 В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти. Задание 25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта. Задание 26 Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером. Задание 27 Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство. Укажите два обстоятельства, которые могли стать основанием для удовлетворения иска Н. В каком случае эмансипация наступает автоматически без решения суда? Задание 28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы правления государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Задание 29 Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. C9.1 Философия. «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. "Человечество" — пустое слово». (О. Шпенглер) C9.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс) C9.3 Социология, социальная психология «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич) C9.4 Политология. «Для государства имеют значение все стороны власти и все составные элементы её». (Б.А. Кистяковский) C9.5 Правоведение. «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н. Толстой) ![]() Ответы к заданиям 1 - 20:
Задание 21 В правильном ответе должны быть указаны: - теория общественного или взаимного договора (может быть указан автор Т. Гоббс) Цитата из текста: " В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты. " Задание 22 В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) состояние «общества без общей власти», автор характеризует: «война всех против всех»; 2) одно любое дополнительное негативное последствие безвластия, например: - отсутствие единой цели развития; - разобщённость, ослабление социальной поддержки; - нарушение хозяйственных связей и т. д. Могут быть перечислены иные негативные последствия Задание 23 В правильном ответе должны быть названы следующие элементы: 1) цель государства: «<...> главным образом, обеспечение безопасности»; 2) функции государства и соответствующие примеры: - защитная от вторжения чужеземцев (например, Правительство РФ выступает против расширения влияния НАТО на восток, стремясь обеспечить безопасность граждан и сохранность территории от вмешательства извне); - выражения и учёта мнения населения (например, проведение в государстве референдумов - один из способов выражения и учёта мнения граждан при решении важнейших вопросов государственного устройства); - поддержание социальной стабильности (например, совершенствование налогового законодательства в стране позволяет перераспределить материальные блага в пользу мало¬обеспеченных слоёв населения для поддержания социальной стабильности). Мысль автора может быть иллюстрирована другими примерами. Задание 24 1) автор Т. Гоббс называет формы правления: монархию и республику; 2) аргумент: «<...> сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю<... >» 3) источник власти, названный автором текста: «страх, под угро¬зой наказания» или «общественный договор». 4) в качестве дополнительных источников власти могут быть названы: - авторитет; - престиж; - легитимность и др. Задание 25 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: это противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о видах социального конфликта, опирающейся на знания курса, например: социальный конфликт может быть скрытым и явным; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах социальных конфликтов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса причины социального конфликта, например: причиной социального конфликта может стать столкновение интересов в любой сфере человеческих взаимоотношений, например, личностные различия. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее причины социального конфликта.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысла понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Задание 26 Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле) 2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности) 3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти) 4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания) Задание 27 Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Указаны основания, допустим: - Н. работает по трудовому договору, ему в соответствии с трудовой деятельностью необходимо быть дееспособным; - Н., с согласия родителей или лиц, их заменяющих, имеет свой бизнес, занимается предпринимательской деятельностью. 2) Приведено обстоятельство, которое служит основанием для наступления эмансипации автоматически, решение суда не требуется: - Н. вступил в брак, жених и невеста ожидают ребёнка. Задание 28 Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие «форма государства» 2. Формы государства: а) Форма правления б) Форма государственно-территориального устройства в) Политический режим 3. Основные виды формы правления: а) Монархия в) Республика 4. Виды монархий: а) Абсолютная б) Парламентская в) Дуалистическая 5. Виды республик: а) Президентская б) Смешанная в) Парламентская Возможны другое количество и(или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Задание 29 При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом. 1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста. 2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста. 3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |