Главная » 2016 » Май » 5 » Литература - Пробный вариант 2
00:06
Литература - Пробный вариант 2

Про­чи­тай­те от­ры­вок и от­веть­те на во­про­сы после тек­ста.

— Всего хо­ро­ше­го, мес­сир, — про­из­нес­ла она вслух, а сама по­ду­ма­ла: «Толь­ко бы вы­брать­ся от­сю­да, а там уж я дойду до реки и утоп­люсь».

— Сядь­те-ка, — вдруг по­ве­ли­тель­но ска­зал Во­ланд. Мар­га­ри­та из­ме­ни­лась в лице и села. — Может быть, что-ни­будь хо­ти­те ска­зать на про­ща­нье?

— Нет, ни­че­го, мес­сир, — с гор­до­стью от­ве­ти­ла Мар­га­ри­та, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я го­то­ва охот­но ис­пол­нить все, что вам будет угод­но. Я ни­чуть не уста­ла и очень ве­се­ли­лась на балу. Так что, если бы он и про­дол­жал­ся еще, я охот­но бы предо­ста­ви­ла мое ко­ле­но для того, чтобы к нему при­кла­ды­ва­лись ты­ся­чи ви­сель­ни­ков и убийц. — Мар­га­ри­та гля­де­ла на Во­лан­да, как сквозь пе­ле­ну, глаза ее на­пол­ня­лись сле­за­ми.

— Верно! Вы со­вер­шен­но правы! — гулко и страш­но про­кри­чал Во­ланд. — Так и надо!

— Так и надо! — как эхо, по­вто­ри­ла свита Во­лан­да.

— Мы вас ис­пы­ты­ва­ли, — про­дол­жал Во­ланд, — ни­ко­гда и ни­че­го не про­си­те! Ни­ко­гда и ни­че­го, и в осо­бен­но­сти у тех, кто силь­нее вас. Сами пред­ло­жат и сами все дадут! Са­ди­тесь, гор­дая жен­щи­на!

Во­ланд со­рвал тя­же­лый халат с Мар­га­ри­ты, и опять она ока­за­лась си­дя­щей рядом с ним на по­сте­ли.

— Итак, Марго, — про­дол­жал Во­ланд, смяг­чая свой голос, — чего вы хо­ти­те за то, что се­год­ня вы были у меня хо­зяй­кой? Чего же­ла­е­те за то, что про­ве­ли этот бал нагой? Во что це­ни­те ваше ко­ле­но? Ка­ко­вы убыт­ки от моих го­стей, ко­то­рых вы сей­час на­име­но­ва­ли ви­сель­ни­ка­ми? Го­во­ри­те! И те­перь уж го­во­ри­те без стес­не­ния: ибо пред­ло­жил я.

Серд­це Мар­га­ри­ты за­сту­ча­ло, она тя­же­ло вздох­ну­ла, стала со­об­ра­жать что-то.

— Ну, что же, сме­лее! — по­ощ­рял Во­ланд. — Бу­ди­те свою фан­та­зию, при­шпо­ри­вай­те ее! Уж одно при­сут­ствие при сцене убий­ства этого от­пе­то­го не­го­дяя-ба­ро­на стоит того, чтобы че­ло­ве­ка на­гра­ди­ли, в осо­бен­но­сти если этот че­ло­век — жен­щи­на. Ну-с?

Дух пе­ре­хва­ти­ло у Мар­га­ри­ты, и она уж хо­те­ла вы­го­во­рить за­вет­ные и при­го­тов­лен­ные в душе слова, как вдруг по­блед­не­ла, рас­кры­ла рот и вы­та­ра­щи­ла глаза. «________!________!________! — про­кри­чал ей в уши чей-то на­зой­ли­вый, мо­ля­щий голос. — Меня зовут________!» — И Мар­га­ри­та, спо­ты­ка­ясь на сло­вах, за­го­во­ри­ла:

— Так я, стало быть, могу по­про­сить об одной вещи?

— По­тре­бо­вать, по­тре­бо­вать, моя донна, — от­ве­чал Во­ланд, по­ни­ма­ю­ще улы­ба­ясь, — по­тре­бо­вать одной вещи!

Ах, как ловко и от­чет­ли­во Во­ланд под­черк­нул, по­вто­ряя слова самой Мар­га­ри­ты — «одной вещи»!

Мар­га­ри­та вздох­ну­ла еще раз и ска­за­ла:

— Я хочу, чтобы ________ пе­ре­ста­ли по­да­вать тот пла­ток, ко­то­рым она уду­ши­ла сво­е­го ре­бен­ка.

Кот воз­вел глаза к небу и шумно вздох­нул, но ни­че­го не ска­зал, оче­вид­но, помня на­кру­чен­ное на балу ухо.

— Ввиду того, — за­го­во­рил Во­ланд, усмех­нув­шись, — что воз­мож­ность по­лу­че­ния вами взят­ки от этой дуры ________ со­вер­шен­но, ко­неч­но, ис­клю­че­на — ведь это было бы не­сов­ме­сти­мо с вашим ко­ро­лев­ским до­сто­ин­ством, — я уж не знаю, что и де­лать. Оста­ет­ся, по­жа­луй, одно — об­за­ве­стись тряп­ка­ми и за­ткнуть ими все щели моей спаль­ни!

— Вы о чем го­во­ри­те, мес­сир? — изу­ми­лась Мар­га­ри­та, вы­слу­шав эти дей­стви­тель­но не­по­нят­ные слова.

— Со­вер­шен­но с вами со­гла­сен, мес­сир, — вме­шал­ся в раз­го­вор кот, — имен­но тряп­ка­ми, — и в раз­дра­же­нии кот стук­нул лапой по столу.

— Я о ми­ло­сер­дии го­во­рю, — объ­яс­нил свои слова Во­ланд, не спус­кая с Мар­га­ри­ты ог­нен­но­го глаза. — Ино­гда со­вер­шен­но не­ожи­дан­но и ко­вар­но оно про­ле­за­ет в самые узень­кие щелки. Вот я и го­во­рю о тряп­ках.

 

За­да­ние 1

Жан­ро­вая при­ро­да ро­ма­на «Ма­стер и Мар­га­ри­та» слож­на — ему дают много опре­де­ле­ний. Най­ди­те и вы­пи­ши­те лиш­нее в опре­де­ле­ни­ях: роман-миф, роман-ми­сти­ка, фи­ло­соф­ский роман, роман-эпо­пея, са­ти­ри­че­ский роман.

За­да­ние 2

В эпи­зо­де, по­ми­мо Во­лан­да и Мар­га­ри­ты, участ­ву­ет и вся свита Во­лан­да. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, на­при­мер, 123.

ПЕР­СО­НА­ЖИ

А) Бе­ге­мот

Б) Гелла

В) Аза­зел­ло

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Вам­пир, слу­жан­ка

2) Чёрт и ры­царь

3) Пад­ший ангел, на­учив­ший людей из­го­тов­лять ору­жие и укра­ше­ния

4) Обо­ро­тень, лю­би­мый шут са­та­ны

За­да­ние 3

В ро­ма­не есть не­сколь­ко клю­че­вых слов, свя­зан­ных с ос­нов­ны­ми иде­я­ми ху­до­же­ствен­но­го мира пи­са­те­ля, в част­но­сти: ис­ти­на, вера, сво­бо­да. Най­ди­те в при­ведённом фраг­мен­те ещё одно, озна­ча­ю­щее го­тов­ность по­мочь или про­стить кого-то из со­стра­да­ния или со­об­ра­же­ний гу­ман­но­сти, и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

За­да­ние 4

Слова Во­лан­да «Ни­ко­гда и ни­че­го не про­си­те! Сами пред­ло­жат и сами все дадут!» стали кры­ла­ты­ми. Как на­зы­ва­ет­ся ори­ги­наль­ная ав­тор­ская мысль, об­ле­чен­ная в крат­кую, за­по­ми­на­ю­щу­ю­ся форму, став­шая кры­ла­той?

За­да­ние 5

«Я хочу, чтобы ………. пе­ре­ста­ли по­да­вать тот пла­ток, ко­то­рым она уду­ши­ла сво­е­го ре­бен­ка». За кого про­сит Мар­га­ри­та, по­ме­няв своё за­вет­ное же­ла­ние на прось­бу о пре­кра­ще­нии из­де­ва­тель­ства? За­пи­ши­те имя этого пер­со­на­жа, про­пу­щен­ное в тек­сте.

 

За­да­ние 6

Герои об­ща­ют­ся между собой, об­ме­ни­ва­ясь ре­пли­ка­ми. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный вид речи?

За­да­ние 7

Эмо­ци­о­наль­ная на­пря­жен­ность этого эпи­зо­да, в ко­то­ром Мар­га­ри­та про­хо­дит важ­ное жиз­нен­ное ис­пы­та­ние, раз­ря­жа­ет­ся ре­пли­ка­ми кота: «Кот воз­вел глаза к небу и шумно вздох­нул, но ни­че­го не ска­зал, оче­вид­но, помня на­кру­чен­ное на балу ухо; … в раз­дра­же­нии кот стук­нул лапой по столу». Здесь про­яв­ля­ет­ся при­су­щее Бул­га­ко­ву стрем­ле­ние к сме­хо­вой, юмо­ри­сти­че­ской, иро­ни­че­ской язы­ко­вой сти­хии. Как по-дру­го­му в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и ис­кус­ство­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся смеш­ное?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все прой­дет, как с белых яб­лонь дым.

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на бе­ре­зо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств!

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя, иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

C. A. Есе­нин, 1921

 

За­да­ние 8

На­зо­ви­те жанр клас­си­че­ской по­э­зии, при­зна­ки ко­то­ро­го (фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние, ове­ян­ное свет­лой гру­стью) при­сут­ству­ют в пред­ло­жен­ном сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на.

За­да­ние 9

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет поэт в строч­ке: «Про­ска­кал на ро­зо­вом коне»?

За­да­ние 10

Ука­жи­те на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь»).

За­да­ние 11

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пла­мень уст», «по­ло­во­дье чувств»)?

За­да­ние 12

Ука­жи­те раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния

На­ко­нец и для них на­стал черёд встать перед ясные очи его кня­же­ской свет­ло­сти.

— Что вы за люди? и зачем ко мне по­жа­ло­ва­ли? — об­ра­тил­ся к ним

князь.

— Мы го­ло­во­тя­пы! нет нас на­ро­да храб­рее, — на­ча­ли было го­ло­во­тя­пы, но вдруг сму­ти­лись.

— Слы­хал, гос­по­да го­ло­во­тя­пы! — усмех­нул­ся князь («и та­ко­во лас­ко­во усмех­нул­ся, слов­но сол­ныш­ко про­си­я­ло!» — за­ме­ча­ет ле­то­пи­сец), — весь­ма слы­хал! И о том знаю, как вы рака с ко­ло­коль­ным зво­ном встре­ча­ли — до­воль­но знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы по­жа­ло­ва­ли?

— А при­шли мы к твоей кня­же­ской свет­ло­сти вот что объ­явить: много мы про­меж себя уби­вств чи­ни­ли, много друг друж­ке ра­зо­ре­ний и на­ру­га­тельств де­ла­ли, а всё прав­ды у нас нет. Иди и во­ло­дей нами!

— А у кого, спро­шу вас, вы до­прежь сего из кня­зей, бра­тьев моих, с по­кло­ном были?

— А были мы у од­но­го князя глу­по­го, да у дру­го­го князя глу­по­го ж — и те во­ло­деть нами не по­хо­те­ли!

— Ладно. Во­ло­деть вами я желаю, — ска­зал князь, — а чтоб идти к вам жить — не пойду! По­то­му вы живёте зве­ри­ным обы­ча­ем: с бес­проб­но­го зо­ло­та пенки сни­ма­е­те, снох пор­ти­те! А вот по­сы­лаю к вам, за­ме­сто себя, са­мо­го этого но­во­то­ра-вора: пущай он вами дома пра­вит, а я от­сель и им и вами по­мы­кать буду!

По­ну­ри­ли го­ло­во­тя­пы го­ло­вы и ска­за­ли:

— Так!

— И бу­де­те вы пла­тить мне дани мно­гие, — про­дол­жал князь, — у кого овца ярку при­несёт, овцу на меня от­пи­ши, а ярку себе оставь; у кого грош слу­чит­ся, тот раз­ло­ми его на­чет­ве­ро: одну часть мне отдай, дру­гую мне же, тре­тью опять мне, а четвёртую себе оставь. Когда же пойду на войну — и вы идите! А до про­че­го вам ни до чего дела нет!

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

— И тех из вас, ко­то­рым ни до чего дела нет, я буду ми­ло­вать; про­чих же всех — каз­нить.

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глу­пые, по­же­ла­ли себе ка­ба­лы, то на­зы­вать­ся вам впредь не го­ло­во­тя­па­ми, а глу­пов­ца­ми.

— Так! — от­ве­ча­ли го­ло­во­тя­пы.

Затем при­ка­зал князь об­не­сти по­слов вод­кою да ода­рить по пи­ро­гу, да по плат­ку алому, и, об­ло­жив да­ня­ми мно­ги­ми, от­пу­стил от себя с че­стию.

Шли го­ло­во­тя­пы домой и воз­ды­ха­ли. «Воз­ды­ха­ли не ослаб­ля­ю­чи, во­пи­я­ли силь­но!» — сви­де­тель­ству­ет ле­то­пи­сец. «Вот она, кня­же­ская прав­да ка­ко­ва!» — го­во­ри­ли они. И еще го­во­ри­ли: «Та­ка­ли мы, та­ка­ли, да и про­та­ка­ли!» <...>

При­быв­ши домой, го­ло­во­тя­пы не­мед­лен­но вы­бра­ли бо­ло­ти­ну и, за­ло­жив на ней город, на­зва­ли Глу­по­вым, а себя по тому го­ро­ду глу­пов­ца­ми. «Так и про­цве­ла сия древ­няя от­расль», — при­бав­ля­ет ле­то­пи­сец.

 

М.Е. Сал­ты­ков-Щед­рин «Ис­то­рия од­но­го го­ро­да»

 

За­да­ние 13

По­че­му опи­сан­ную во фраг­мен­те сцен — можно на­звать тра­ги­ко­ми­че­ской?

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже фраг­мент тек­ста и вы­пол­ни­те за­да­ния

 

Лука (вы­хо­дя из кухни). Ну, обыг­ра­ли та­та­ри­на? Во­доч­ку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!

Сатин. По­смот­реть бы, каков ты есть пья­ный!

Лука. Не лучше трез­во­го-то...

Актёр. Идем, ста­рик... я тебе про­де­кла­ми­рую куп­ле­ты...

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, — по­ни­ма­ешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это — смеш­но... А ино­гда — груст­но...

Сатин. Ну, куп­ле­тист, идёшь? (Ухо­дит с Ба­ро­ном.)

Актёр. Иду... я до­го­ню! Вот, на­при­мер, ста­рик, из од­но­го сти­хо­тво­ре­ния... на­ча­ло я забыл... забыл! (По­ти­ра­ет лоб.)

Буб­нов. Го­то­во! Про­па­ла твоя дамка... ходи!

Мед­ве­дев. Не туда я пошёл... по­стре­ли её!

Актёр. Рань­ше, когда мой ор­га­низм не был отрав­лен ал­ко­го­лем, у меня, ста­рик-, была хо­ро­шая па­мять... А-те­перь вот... кон­че­но, брат! Всё кон­че­но для меня! Я все­гда читал это сти­хо­тво­ре­ние с боль­шим успе­хом... гром ап­ло­дис­мен­тов! Ты... не зна­ешь, что такое ап­ло­дис­мен­ты... это, брат, как... водка!.. Бы­ва­ло, выйду, вста­ну вот так...(Ста­но­вит­ся в позу.) Вста­ну... и... (Мол­чит.) Ни­че­го не помню... ни слова... не помню! Лю­би­мое сти­хо­тво­ре­ние... плохо это, ста­рик?

Лука. Да уж чего хо­ро­ше­го, коли лю­би­мое забыл? В лю­би­мом — вся душа...

Актёр. Про­пил я душу, ста­рик... я, брат, погиб... А по­че­му — погиб? Веры у меня не было... Кон­чен я...

Лука. Ну, чего? Ты... ле­чись! От пьян­ства нынче лечат, слышь! Бес­плат­но, бра­ток, лечат... такая уж ле­чеб­ни­ца устро­е­на для пья­ниц... чтобы, зна­чит, даром их ле­чить... При­зна­ли, ви­дишь, что пья­ни­ца — тоже че­ло­век... и даже — рады, когда он ле­чить­ся же­ла­ет! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актёр(за­дум­чи­во). Куда? Где это?

Лука. А это... в одном го­ро­де... как его? На­зва­ние у него эда­кое... Да я тебе город на­зо­ву!.. Ты толь­ко вот чего: ты пока го­товь­ся! Воз­дер­жись... возь­ми себя в руки и — терпи... А потом — вы­ле­чишь­ся... и начнёшь жить снова... хо­ро­шо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...

Актёр (улы­ба­ясь). Снова... сна­ча­ла... Это — хо­ро­шо. Н-да... Снова? (Смеётся.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Че­ло­век — всё может... лишь бы за­хо­тел...

Актёр (вдруг, как бы проснув­шись). Ты — чудак! Про­щай пока! (Сви­стит.) Ста­ри­чок... про­щай... (Ухо­дит.)

 

М. Горь­кий «На дне»

 

За­да­ние 14

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей зву­чит тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой М. Горь­ко­го «На дне»?

 

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ное ниже ли­ри­че­ское про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все прой­дет, как с белых яб­лонь дым.

Увя­да­нья зо­ло­том охва­чен­ный,

Я не буду боль­ше мо­ло­дым.

 

Ты те­перь не так уж бу­дешь бить­ся,

Серд­це, тро­ну­тое хо­лод­ком,

И стра­на бе­ре­зо­во­го ситца

Не за­ма­нит шлять­ся бо­си­ком.

 

Дух бро­дя­жий! ты все реже, реже

Рас­ше­ве­ли­ва­ешь пла­мень уст

О, моя утра­чен­ная све­жесть,

Буй­ство глаз и по­ло­во­дье чувств!

 

Я те­перь ску­пее стал в же­ла­ньях,

Жизнь моя, иль ты при­сни­лась мне?

Слов­но я ве­сен­ней гул­кой ранью

Про­ска­кал на ро­зо­вом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тлен­ны,

Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек бла­го­сло­вен­но,

Что при­шло про­цвесть и уме­реть.

 

C. A. Есе­нин, 1921

 

За­да­ние 15

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской ли­ри­ке?

За­да­ние 16

Какие фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов со­звуч­ны про­бле­ма­ти­ке есе­нин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния? (Свой ответ обос­нуй­те).

За­да­ние 17

Вы­бе­ри­те толь­ко ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте раз­вер­ну­тый ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный ответ в жанре со­чи­не­ния объёмом не менее 200 слов.
 
C5.1 По­че­му так тра­ги­че­ски за­вер­ши­лась друж­ба Оне­ги­на и Лен­ско­го в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?
C5.2 Что при­да­ет са­ти­ри­че­ским про­из­ве­де­ни­ям М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на со­вре­мен­ное зву­ча­ние?
C5.3 Как в ли­ри­ке А. А. Блока отоб­ра­зи­лись про­шлое и на­сто­я­щее Рос­сии?

 

Номер задания Правильный ответ
1 роман-эпопея
2 413
3 милосердие
4 афоризм
5 Фрида
6 диалог
7 комическое
8 -
9 -
10 Элегия
11 Эпитет
12 Аллитерация
13 Метафора
14 Хорей

 

Ответы к заданиям 13 - 16
 
За­да­ние 13

Тра­ги­ко­ме­дия (греч.) — дра­ма­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, в ко­то­ром тра­ги­че­ский сюжет изоб­ражён в ко­ми­че­ском виде или ко­то­рый пред­став­ля­ет бес­по­ря­доч­ное на­гро­мож­де­ние тра­гич­ных и ко­мич­ных эле­мен­тов. При­ве­ден­ную сцену по праву можно счи­тать тра­ги­ко­ми­че­ской, ведь в ней тра­гич­ность со­дер­жа­ния под­чер­ки­ва­ет­ся ко­мич­но­стью си­ту­а­ции: «го­ло­во­тя­пы» доб­ро­воль­но от­да­ют себя в под­чи­не­ние «его кня­же­ской свет­ло­сти», со­гла­ша­ясь толь­ко слепо по­ви­но­вать­ся глу­по­сти, но и тер­петь же­сто­кость. Это про­ти­во­есте­ствен­но при­ро­де че­ло­ве­ка, в этом тра­гизм со­дер­жа­ния. Ко­мич­но­сти до­бав­ля­ет в сцену иро­ния, сар­казм ав­то­ра по по­во­ду про­ис­хо­дя­ще­го.

За­да­ние 14

Тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти под­ни­ма­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Ф. До­сто­ев­ско­го, А. П. Че­хо­ва, А. Н. Ост­ров­ско­го. Про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки про­ник­ну­ты ис­тин­ным гу­ма­низ­мом: верой в то, что че­ло­век может под­нять­ся не толь­ко со «дна жизни», но и со «дна» соб­ствен­ной души. В пьесе Горь­ко­го в ноч­леж­ке, где, ка­за­лось бы, все по­те­ря­но для ее оби­та­те­ле, зву­чит мо­но­лог о Че­ло­ве­ке, ко­то­ро­му под силу все. В пье­сах Ост­ров­ско­го среди мрака «тем­но­го цар­ства» за­рож­да­ют­ся силь­ные на­ту­ры («Гроза», «Бес­при­дан­ни­ца»). Про­тест про­тив ду­хов­но­го оску­де­ния, ме­щан­ства зву­чит в рас­ска­зах и пье­сах Че­хо­ва («Кры­жов­ник», «Че­ло­век в фу­тля­ре»).

Категория: Литература | Просмотров: 4490 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar