Главная » 2016 » Май » 21 » История - Пробный вариант 2
15:27
История - Пробный вариант 2

За­да­ние 1

Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.
 
1) Сто­я­ние на Угре
2) Взя­тие Ка­за­ни
3) Гу­сит­ские войны

    
За­да­ние 2

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
 
СО­БЫ­ТИЯ         
A) осада рус­ски­ми вой­ска­ми г. Плев­ны
Б) под­пи­са­ние Ништад­ско­го до­го­во­ра
B) цу­сим­ское сра­же­ние
Г) вве­де­ние Юрье­ва дня
 

ГОДЫ
1) 1905 г.
2) 1916 г.
3) 1497 г.
4) 1877 г.
5) 1855 г.
6) 1721 г.

За­да­ние 3

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям XIX в.
 
1) де­каб­ри­сты;    2) про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот;    3) ок­тяб­ри­сты;
4) ка­де­ты;    5) от­рез­ки;    6) арак­че­ев­щи­на.
 
Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

За­да­ние 4

За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идёт речь.
 
Пер­вый рус­ский музей, учре­ждённый ещё при Петре I, пред­став­ляв­ший в на­ча­ле кол­лек­цию «вся­ких ди­ко­ви­нок и урод­цев».

За­да­ние 5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (яв­ле­ни­я­ми, со­бы­ти­я­ми) и фак­та­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (яв­ле­ни­ям, со­бы­ти­ям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
 
  ПРО­ЦЕС­СЫ (ЯВ­ЛЕ­НИЯ, СО­БЫ­ТИЯ)         
A) оприч­ни­на
Б) кол­лек­ти­ви­за­ция
B) фе­о­даль­ная война вто­рой чет­вер­ти XV в.
Г) Ве­ли­кие ре­фор­мы
   

  ФАКТЫ  
1) от­ме­на кре­пост­но­го права в 1861 г.
2) Со­ло­вец­кое вос­ста­ние
3) мас­со­вый голод в не­ко­то­рых рай­о­нах СССР в 1932-1933 гг.
4) прав­ле­ние Елены Глин­ской
5) ка­ра­тель­ный поход Ивана IV на Нов­го­род
6) при­ход к вла­сти Ва­си­лия II
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В Г
       

За­да­ние 6

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.
 
ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ
 
А) «После того как Иван умерт­вил или по­те­рял сво­е­го сына, он стал пре­да­вать­ся же­сто­ко­стям ещё боль­ше, чем пре­жде, и его ти­ра­ния была столь ужас­на, что ни­ко­му из людей ещё не до­ве­лось слы­шать; го­во­рят, он впал в от­ча­я­ние после смер­ти сына сво­е­го Ивана, так что, ка­за­лось, им ру­ко­во­ди­ли сами фурии. Когда он на­де­вал крас­ное — он про­ли­вал кровь, чёрное — тогда бед­ствие и горе пре­сле­до­ва­ли всех: бро­са­ли в воду, ду­ши­ли и гра­би­ли людей; а когда он был в белом —по­всю­ду ве­се­ли­лись, но не так, как по­до­ба­ет чест­ным хри­сти­а­нам.
Го­во­рят, что царь воз­на­ме­рил­ся опу­сто­шить всю стра­ну и ис­тре­бить свой народ, так как знал, что ему оста­лось не­дол­го жить, и по­ла­гал, что все будут ра­до­вать­ся его смер­ти, хотя ни на ком не мог этого за­ме­тить; од­на­ко он умер ранее, чем пред­по­ла­гал; день ото дня ста­но­вясь всё сла­бее и сла­бее, он впал в тяж­кую бо­лезнь, хотя опас­но­сти ещё не было за­мет­но; и, го­во­рят, один из вель­мож, Бог­дан Вель­ский, быв­ший у него в ми­ло­сти, подал ему про­пи­сан­ное док­то­ром Иога­ном Эй­ло­фом питьё, бро­сив в него яд в то время, когда под­но­сил царю, от­че­го он вско­ро­сти умер; так ли это было, из­вест­но од­но­му Богу, верно толь­ко то, что вско­ре царь умер».
Б) «За­хва­чен­ный все­це­ло сна­ча­ла идеей нис­про­вер­же­ния ев­ро­пей­ско­го ти­ра­на На­по­лео­на, а затем ловко увле­чен­ный Мет­тер­ни­хом мыс­лью ис­ко­ре­нить в Ев­ро­пе ре­во­лю­ци­он­ные идеи, [им­пе­ра­тор] на­дол­го увле­ка­ет­ся ролью ев­ро­пей­ско­го ар­бит­ра, на­все­гда от­вле­ка­ясь от своих преж­них свет­лых иде­а­лов в деле пе­ре­строй­ки соб­ствен­но­го го­су­дар­ства. Бремя внут­рен­не­го прав­ле­ния ста­но­ви­лось при этих усло­ви­ях для него все тя­же­лее и не­вы­но­си­мее. Яви­лась не­об­хо­ди­мость часть этого бре­ме­ни пе­ре­ло­жить на до­ве­рен­но­го и бли­жай­ше­го сво­е­го по­мощ­ни­ка <...>.
Таким из­бран­ни­ком ока­зал­ся граф Арак­че­ев, став­ший к концу цар­ство­ва­ния [им­пе­ра­то­ра] не­огра­ни­чен­ным, бес­кон­троль­ным пра­ви­те­лем всего го­су­дар­ства, един­ствен­ным до­клад­чи­ком по всем делам прав­ле­ния <...>».
 
ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
 
1)    Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те носил титул им­пе­ра­то­ра.
2)    Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те был по­след­ним пред­ста­ви­те­лем этой ди­на­стии на рос­сий­ском пре­сто­ле.
3)    Пра­ви­тель, речь о ко­то­ром идет в до­ку­мен­те про­ти­во­дей­ство­вал вве­де­нию в стра­не во­ен­ных по­се­ле­ний.
4)    При дан­ном пра­ви­те­ле в со­став Рос­сии вошли Ка­зань и Аст­ра­хань.
5)    Этот пра­ви­тель при­влек к про­ве­де­нию ре­форм М.М. Спе­ран­ско­го.
6)    В на­ча­ле его прав­ле­ния боль­шую роль играл кру­жок еди­но­мыш­лен­ни­ков – Из­бран­ная Рада.

Фраг­мент А    
Фраг­мент Б    

За­да­ние 7

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных ис­то­ри­че­ских лич­но­стей были ис­то­ри­ка­ми? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.
 
1) С. М. Со­ловьёв    2) М. Н. Ер­мо­ло­ва    3) А. А. Хан­жон­ков
4) В. О. Клю­чев­ский    5) С. П. Дя­ги­лев    6) Н. М. Ка­рам­зин

За­да­ние 8

За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.
 
А) ______________ битва на­ча­лась с на­ступ­ле­ния гер­ман­ских войск, со­глас­но под­го­тов­лен­ной не­мец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем опе­ра­ции «Ци­та­дель» .
Б) ______________ кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла в 1943 г., в ходе пе­ре­го­во­ров об­суж­да­лись во­про­сы от­кры­тия вто­ро­го фрон­та.
В) ______________    опе­ра­ция со­вет­ских войск но­си­ла ко­до­вое на­зва­ние «Баг­ра­ти­он».
 
Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:
1)    Те­ге­ран­ская
2)    Бе­ло­рус­ская
3)    Ржев­ская
4)    Мос­ков­ская
5)    Ста­лин­град­ская
6)    Кур­ская
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В
     

За­да­ние 9

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фа­ми­ли­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей XIX вв. и свя­зан­ны­ми с ними ме­ро­при­я­ти­я­ми внут­рен­ней по­ли­ти­ки. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.
 
 ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ         
A) А. Х. Бен­кен­дорф
Б) Д. А. Ми­лю­тин
B) П. Д. Ки­се­лев
Г) А. А. Арак­че­ев


 МЕ­РО­ПРИ­Я­ТИЯ ВНУТ­РЕН­НЕЙ ПО­ЛИ­ТИ­КИ    
1)    ос­но­ва­ние во­ен­ных по­се­ле­ний
2)    учре­жде­ние III от­де­ле­ния кан­це­ля­рии Ни­ко­лая I
3)    про­ве­де­ние ре­фор­мы управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ны­ми кре­стья­на­ми
4)    вве­де­ние все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти
5)    со­зда­ние Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В Г
       

За­да­ние 10

Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.
 
«В на­сто­я­щем до­кла­де не ста­вит­ся за­да­ча дать все­сто­рон­нюю оцен­ку жизни и де­я­тель­но­сти Ста­ли­на. О за­слу­гах Ста­ли­на при его жизни на­пи­са­но впол­не до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство книг, бро­шюр, ис­сле­до­ва­ний. Об­ще­из­вест­на роль Ста­ли­на в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, в граж­дан­ской войне, в борь­бе за по­стро­е­ние со­ци­а­лиз­ма в нашей стра­не. Это всем хо­ро­шо из­вест­но. Сей­час речь идёт о во­про­се, име­ю­щем огром­ное зна­че­ние и для на­сто­я­ще­го, и для бу­ду­ще­го пар­тии, - речь идёт о том, как по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на, ко­то­рый пре­вра­тил­ся на опре­делённом этапе в ис­точ­ник це­ло­го ряда из­вра­ще­ний пар­тий­ных прин­ци­пов, пар­тий­ной де­мо­кра­тии, ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти.
В связи с тем, что не все ещё пред­став­ля­ют себе, к чему на прак­ти­ке при­во­дил культ лич­но­сти, (...) Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ло­жить XX съез­ду Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Союза ма­те­ри­а­лы по этому во­про­су. (...)
Ста­ли­ну были со­вер­шен­но чужды ле­нин­ские черты: про­во­дить тер­пе­ли­вую ра­бо­ту с лю­дь­ми, упор­но и кро­пот­ли­во вос­пи­ты­вать их, уметь по­ве­сти за собой людей не путём при­нуж­де­ния, а ока­зы­вая на них воз­дей­ствие всем кол­лек­ти­вом с идей­ных по­зи­ций. Он от­бра­сы­вал ле­нин­ский метод убеж­де­ния и вос­пи­та­ния; пе­ре­хо­дил с по­зи­ций идей­ной борь­бы на путь ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­дав­ле­ния, на путь мас­со­вых ре­прес­сий, на путь тер­ро­ра. Он дей­ство­вал всё шире и на­стой­чи­вее через ка­ра­тель­ные ор­га­ны, часто на­ру­шая при этом все су­ще­ству­ю­щие нормы мо­ра­ли и со­вет­ские за­ко­ны.
Про­из­вол од­но­го лица по­ощ­рял и до­пус­кал про­из­вол дру­гих лиц. Мас­со­вые аре­сты и ссыл­ки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нор­маль­но­го след­ствия по­рож­да­ли не­уве­рен­ность, вы­зы­ва­ли страх и даже озлоб­ле­ние».

За­да­ние 11

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:
 
1) Речь Поспо­ли­тая
2) ко­ро­ле­ва Вик­то­рия
3) Нев­ская битва
4) Борис Го­ду­нов
5) Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич
6) Крым­ское хан­ство
7) Шве­ция
8) опи­ум­ные войны
9) Чи­ги­рин­ские по­хо­ды
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В Г Д Е
           

За­да­ние 12

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка.
 
«Все дей­ствия им­пе­ра­то­ра были со­глас­ны с моими пра­ви­ла­ми и моими же­ла­ни­я­ми. Ли­бе­ра­лизм, столь нам не­свой­ствен­ный, обез­ору­жен и при­дав­лен; слова "пра­во­су­дие" и "по­ря­док" за­ме­ни­ли слово "сво­бо­да". Стро­гость его никто не смел да и не хотел на­звать же­сто­ко­стью, ибо она обес­пе­чи­ва­ла как лич­ную без­опас­ность каж­до­го, так и во­об­ще го­су­дар­ствен­ную без­опас­ность. Везде были видны весёлые и до­воль­ные лица, пе­чаль­ны­ми ка­за­лись толь­ко род­ствен­ни­ки и при­я­те­ли мя­теж­ни­ков 14 де­каб­ря... Затем учре­ждён Вер­хов­ный уго­лов­ный суд, со­став­лен­ный из всех чле­нов Г осу дар­ствен­но­го со­ве­та, Си­но­да и Се­на­та, к коим при­со­во­куп­ле­но было не­сколь­ко пол­ных ге­не­ра­лов. В числе су­дя­щих на­хо­дил­ся Спе­ран­ский, в числе под­су­ди­мых — за­ду­шев­ный друг его, ин­же­нер­ный пол­ков­ник Ба­тен­ков, с ко­то­рым он по­зна­ко­мил­ся в Си­би­ри... и ко­то­ро­го уда­лось ему пе­ре­ве­сти в Пе­тер­бург... В пер­вых чис­лах июля... над ви­нов­ны­ми со­вершён при­го­вор суда. Пол­то­рас­та осуждённых вы­ве­де­ны на пло­щадь перед кре­по­стью, им про­чте­но ре­ше­ние суда, над ними пе­ре­лом­ле­ны шпаги, сняты с них мун­ди­ры и фраки, они об­ле­че­ны в кре­стьян­ское пла­тье и от­прав­ле­ны в ссыл­ку. Пять че­ло­век были по­ве­ше­ны. Всё это про­ис­хо­ди­ло вско­ре по вос­хож­де­нии солн­ца и в отдалённой части го­ро­да, след­ствен­но, зри­те­лей не могло быть много. Не­смот­ря на то, в этот день жи­те­ли Пе­тер­бур­га ис­пол­ни­лись ужаса и пе­ча­ли».
 
Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
 
1) Им­пе­ра­то­ром, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, яв­ля­ет­ся Ни­ко­лай I.
2) Среди пя­те­рых казнённых, упо­ми­на­е­мых в от­рыв­ке, были С. П. Тру­бец­кой и Н. М. Му­равьёв.
3) Автор под­дер­жи­ва­ет ме­ро­при­я­тия, пред­при­ня­тые им­пе­ра­то­ром для укреп­ле­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти.
4) Мятеж 14 де­каб­ря, упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке, про­изошёл в Москве.
5) Среди тех, кого, со­глас­но дан­но­му от­рыв­ку, от­пра­ви­ли в ссыл­ку, были К. Ф. Ры­ле­ев и П. Г. Ка­хов­ский.
6) Казнь, о ко­то­рой го­во­рит­ся в от­рыв­ке, со­сто­я­лась летом 1826 г.

За­да­ние 13

На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, к годам прав­ле­ния ко­то­ро­го от­но­сит­ся дан­ная война.

Рисунок 1

За­да­ние 14

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, ко­то­рый обо­зна­чен на карте (Рисунок 1) циф­рой «1».

За­да­ние 15

На­пи­ши­те на­зва­ние обо­зна­чен­ной на карте (Рисунок 1) циф­рой «3» кре­по­сти, ко­то­рая в ходе войны дли­тель­ный пе­ри­од оса­жда­лась ос­нов­ны­ми си­ла­ми рус­ской армии.

За­да­ние 16

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к схеме (Рисунок 1), яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1)    Ре­зуль­та­том войны стало при­об­ре­те­ние не­за­ви­си­мо­сти Гре­ци­ей.
2)    Во время войны особо от­ли­чил­ся рус­ский пол­ко­во­дец М. Д. Ско­бе­лев.
3)    Война по­лу­чи­ла на­зва­ние Крым­ской.
4)    Со­юз­ни­ком Рос­сии в этой войне была Ве­ли­ко­бри­та­ния.
5)    Про­тив­ни­ком    Рос­сии в    этой войне    была    Осман­ская им­пе­рия.
6)    По усло­ви­ям    мир­но­го    до­го­во­ра,    за­ключённого    по    ито­гам этой войны, Сер­бия по­лу­чи­ла не­за­ви­си­мость.

За­да­ние 17

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
 
ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ         
A)    скульп­тур­ный ком­плекс или ме­мо­ри­ал «Ро­ди­на-мать»
Б) ки­но­фильм «По­ка­я­ние»
B)    роман «В круге пер­вом»
Г) кар­ти­на «Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля»
 
ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ     
1)    Уста­нов­лен в Вол­го­гра­де.
2)    Автор — А. И. Сол­же­ни­цын.
3)    Со­здан в 1980-е гг.
4)    Сюжет ил­лю­стри­ру­ет со­бы­тия пе­ри­о­да от­те­пе­ли.
5)    Глав­ный герой — В.И. Ленин.
6)    Автор — А. А. Дей­не­ка.
 
За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А Б В Г
       

За­да­ние 18

Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) На ка­ри­ка­ту­ре изоб­ражён по­ли­ти­че­ский де­я­тель, при­шед­ший к вла­сти в Гер­ма­нии в 1939 г.
2) На ка­ри­ка­ту­ре от­ра­же­ны со­бы­тия, про­изо­шед­шие в пе­ри­од ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.
3) Все удары Крас­ной армии, об­раз­но по­ка­зан­ные на ка­ри­ка­ту­ре, были на­не­се­ны в зим­ний пе­ри­од.
4) В пе­ри­од, когда про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре, уже был от­крыт Вто­рой фронт во Фран­ции.
5) В пе­ри­од, когда про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре, со­юз­ни­ки СССР дей­ство­ва­ли про­тив Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков в Се­вер­ной Аф­ри­ке.

За­да­ние 19

Ука­жи­те изоб­ра­же­ния объ­ек­тов, воз­ведённых в пе­ри­од ру­ко­вод­ства СССР по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, при ко­то­рых про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на ка­ри­ка­ту­ре. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

 

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы 20 - 22. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.
 
Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В. А. Мед­ве­де­ва.
 
«11 июня... про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.
На со­ве­ща­нии был углублён кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лось, что уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки й тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния... не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сто­ян­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.
При углублённом ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

За­да­ние 20

Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ис­то­рии, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния. На­зо­ви­те фа­ми­лию Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря, упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.

За­да­ние 21

На­зо­ви­те не менее трех ха­рак­тер­ных черт «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма», упо­ми­на­е­мо­го в тек­сте.

За­да­ние 22

На­зо­ви­те не менее трех эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма» и осу­ществ­лен­ных в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.

За­да­ние 23

 В 1601 г. из Рос­сии в Поль­шу бежал монах Чу­до­ва мо­на­сты­ря Гри­го­рий От­ре­пьев. Он объ­явил себя чу­дес­но спас­шим­ся ца­ре­ви­чем Дмит­ри­ем. Осе­нью 1604 г. он вторг­ся в Рос­сию, имея всего около четырёх тысяч че­ло­век ка­за­ков и по­ля­ков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объ­яс­ни­те, чем был вы­зван успех Лже­д­мит­рия I в борь­бе за власть (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).

За­да­ние 24

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.
 
«Пе­ре­ход к фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти во вто­рой чет­вер­ти XII в. можно счи­тать про­грес­сом в раз­ви­тии сред­не­ве­ко­вой Руси, её рас­цве­том».
 
Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.
Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.
 
Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:
1)...
2)...
 
Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:
1)...
2)...

За­да­ние 25

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Роcсии:
1)    1425—1462 гг.;
2)    1825—1855 гг.;
3)    1985—1991 гг.
В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:
—    ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;
—    на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;
—    ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.
Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

 

 

 

Ответы к заданиям 1 - 19

 

Номер задания Правильный ответ
1 312
2 4613
3 34
4 Кунсткамера
5 5361
6 4615
7 146
8 612
9 2431
10 Хрущев
11 137528
12 136
13 АлександрВторой
14 Константинополь
15 Плевна
16 256
17 1326
18 25
19 14

 

Ответы к заданиям 20 - 25

 

Задание 20

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:
1) пе­ри­од — пе­ре­строй­ка;
2) фа­ми­лия Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря — М. С. Гор­бачёв.

Задание 21

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие ха­рак­тер­ные черты «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма»:
— от­сут­ствие част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства;
— пла­но­вый ха­рак­тер хо­зяй­ства;
— ко­манд­ные (бю­ро­кра­ти­че­ские) ме­то­ды ру­ко­вод­ства эко­но­ми­кой;
— от­сут­ствие ма­те­ри­аль­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти ра­бот­ни­ков в ре­зуль­та­тах сво­е­го труда;
— бес­хо­зяй­ствен­ность, не­ра­ци­о­наль­ное по­треб­ле­ние ре­сур­сов;
— го­су­дар­ствен­ный кон­троль за це­но­об­ра­зо­ва­ни­ем;
— го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на внеш­нюю тор­гов­лю.
Могут быть на­зва­ны дру­гие ха­рак­тер­ные черты.

Задание 23

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы, пре­об­ра­зо­ва­ни­ия пе­ри­о­да пе­ре­строй­ки:
— вве­де­ние си­сте­мы гос­приёмки;
— рас­ши­ре­ние са­мо­сто­я­тель­но­сти пред­при­я­тий, внед­ре­ние хоз­расчёта;
— раз­ви­тие ко­опе­ра­тив­но­го дви­же­ния;
— раз­ре­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства;
— со­зда­ние фер­мер­ских хо­зяйств (при­зна­ние пяти ос­нов­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния на селе);
— со­зда­ние ком­мер­че­ских бан­ков.
Могут быть на­зва­ны дру­гие ре­фор­мы, пре­об­ра­зо­ва­ния.

Задание 24

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать ар­гу­мен­ты:
1) в под­твер­жде­ние, на­при­мер:
- рост го­ро­дов. по срав­не­нию с Древ­не­рус­ским го­су­дар­ством;
- успе­хи в раз­ви­тии ре­мес­ла, тор­гов­ли и об­ра­зо­ва­ния.
2) в опро­вер­же­ние, на­при­мер:
- фе­о­даль­ные усо­би­цы за­мед­ля­ли раз­ви­тие;
- резко упала обо­ро­но­спо­соб­ность Руси
Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты.

Задание 25

1) 1425-1462гг
Наи­бо­лее яркие лич­но­сти дан­но­го пе­ри­о­да: Ва­си­лий 2 Тем­ный пра­вил с 1425 года по 1462. А также его дво­ю­род­ные бра­тья: Ва­си­лий Косой и Дмит­рий Ше­мя­ка.Между ними раз­вер­ну­лась война за мос­ков­ский ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, ко­то­рая про­хо­ди­ла с пе­ре­мен­ным успе­хом. Война при­нес­ла много бед и стра­да­ний всему рус­ско­му на­ро­ду и лично кня­зьям. Она от­вле­ка­ла их от глав­ной за­да­чи и не поз­во­ли­ла осво­бо­дить­ся от ор­дын­ско­го ига. Ор­дын­ское иго - по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская за­ви­си­мость Руси от Зо­ло­той Орды.Пред­ста­ви­те­лем древ­ней формы фе­о­даль­ных от­но­ше­ний явил­ся Дмит­рий Ше­мя­ка, вы­сту­пив­ший глав­ным про­тив­ни­ком Мос­ков­ско­го князя. В союзе с Мо­жай­ским кня­зем Ива­ном Ан­дре­еви­чем и при под­держ­ке Твер­ско­го князя Бо­ри­са Ш. в 1446 за­хва­тил Моск­ву, аре­сто­вал вел. князя Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча II и, осле­пив его, со­слал в Углич. Быв­ший вел. кн. Мос­ков­ский од­на­ко про­дол­жал быть сим­во­лом цен­тра­ли­зо­ван­ной вла­сти и, под­дер­жан­ный цер­ко­вью, ча­стью бо­яр­ства и го­род­ской бур­жу­а­зи­ей, по­лу­чил через не­сколь­ко ме­ся­цев Моск­ву и ве­ли­кое кня­же­ние об­рат­но. Ли­шен­ный своих вла­де­ний, Ше­мя­ка нашел прием в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком, где по на­у­ще­нию из Моск­вы был отрав­лен.
 
Не­про­стые от­но­ше­ния у Моск­вы и Ва­си­лия Тем­но­го были с Зо­ло­той Ордой. Ва­си­лий пы­тал­ся от­сто­ять не­за­ви­си­мость Руси от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и по­сто­ян­но со­вер­шал по­хо­ды про­тив Орды и ее ханов.
В 1437 году Ва­си­лий 2 по­сы­ла­ет вой­ска в город Белев. Рус­ская армия на­но­сит по­ра­же­ние та­ра­рам и вы­нуж­да­ет их пойти на пе­ре­го­во­ры, од­на­ко рус­ские во­е­во­ды раз­ры­ва­ют пе­ре­го­во­ры, на­де­ясь на свои силы, и в итоге тер­пят ужас­ное по­ра­же­ние от татар.
В 1439 году та­та­ры, во­оду­шев­лен­ные успе­хом в Бе­ле­ве, под­сту­па­ют к Москве. Ва­си­лий по­ки­да­ет город, оста­вив во главе во­е­во­ду Юрия Пат­ри­ке­е­ви­ча. Од­на­ко взять Моск­ву та­та­рам не уда­ет­ся.
Вплоть до 1443 года мон­го­ло-та­та­ры по­сто­ян­но со­вер­ша­ют на­бе­ги на рус­ские земли, разо­ряя и раз­ру­шая их.
В 1444 году между та­тар­ским ханом и Ва­си­ли­ем 2 раз­во­ра­чи­ва­ет­ся оже­сто­чен­ная борь­ба за Ниж­ний Нов­го­род. Орде уда­ет­ся за­хва­тить город, но не­на­дол­го, вско­ре Ва­си­лий вновь воз­вра­ща­ет Нов­го­род под власть Моск­вы.
В 1445 году Ва­си­лий по­па­да­ет в плен к та­та­рам, но очень скоро его вы­ку­па­ют, и он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву.
 
В целом, внеш­няя и внут­рен­няя по­ли­ти­ка, а также вся де­я­тель­ность Ва­си­лия 2 Тем­но­го была на­прав­ле­на на объ­еди­не­ние зе­мель и под­чи­не­ние как можно боль­ших тер­ри­то­рий вла­сти Моск­вы и ве­ли­ко­го князя Мос­ков­ско­го.
Ито­га­ми прав­ле­ния Ва­си­лия 2 стали:
Ва­си­лий бла­го­да­ря по­бе­де в ди­на­сти­че­ской (фе­о­даль­ной) войне , укре­пил ве­ли­ко­кня­же­скую власть. В ре­зуль­та­те по­бе­ды Ва­си­лия в Москве утвер­дил­ся пря­мой по­ря­док на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла, не стало по­во­дов для усо­биц. За­вер­ша­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции ста­рин­ной ле­стви­цы, на­ча­тый еще Дмит­ри­ем Дон­ским. На­чи­на­ет­ся про­цесс лик­ви­да­ции уде­лов.
Суз­даль­ско-Ни­же­го­род­ское, Нов­го­род­ское, Псков­ское кня­же­ства и Вят­ская земля по­па­ли в за­ви­си­мость от Моск­вы.
 
Ва­си­лий 2 Тем­ный скон­чал­ся в 1462 году. После смер­ти го­су­да­ря на пре­стол взо­шел его сын, Иван 3.
2) 1825-1855гг
Дан­ный пе­ри­од в ис­то­рии Рос­сии ха­рак­те­ри­зо­вал­ся прав­ле­ни­ем Ни­ко­лая I. Ни­ко­лай I всту­пил на пре­стол после смер­ти стар­ше­го брата Алек­санд­ра 1. Его го­то­ви­ли к во­ен­ной служ­бе, а не к управ­ле­нию Рос­си­ей, что на­ло­жи­ло от­пе­ча­ток на по­ли­ти­ку им­пе­ра­то­ра, хотя он по­ни­мал не­об­хо­ди­мость пре­об­ра­зо­ва­ний. В Ма­ни­фе­сте по слу­чаю ко­ро­на­ции (лето 1826 г. ) Ни­ко­лай обе­щал про­ве­сти усо­вер­шен­ство­ва­ние внут­рен­не­го со­сто­я­ния го­су­дар­ства. Обе­щан­ное не было ре­а­ли­зо­ва­но.
Роль Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та как за­ко­но­со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на зна­чи­тель­но умень­ши­лась. Си­сте­ма ми­ни­стерств, со­здан­ная при Алек­сан­дре I, была под­ме­не­на раз­рос­шей­ся Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства кан­це­ля­ри­ей. Осо­бое место за­ни­ма­ли ее III от­де­ле­ние и при­дан­ный ему кор­пус жан­дар­мов, осу­ществ­ляв­шие по­ли­ти­че­ский сыск в Рос­сии и за ее пре­де­ла­ми. Среди всех чи­нов­ни­ков по­ло­ви­ну со­став­ля­ли во­ен­ные. Ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лось со­зда­ние сек­рет­ных ко­ми­те­тов для раз­ра­бот­ки раз­лич­ных за­ко­но­про­ек­тов. Эти ко­ми­те­ты под­чи­ня­лись лично царю. Про­ис­хо­ди­ла бю­ро­кра­ти­за­ция го­су­дар­ства.
Со­здан­ная в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. си­сте­ма го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния про­су­ще­ство­ва­ла с не­боль­ши­ми из­ме­не­ни­я­ми вплоть до на­ча­ла XX сто­ле­тия.
В 1830-е гг. про­во­ди­лась гу­берн­ская ре­фор­ма, ко­то­рая силь­но огра­ни­чи­ла власть дво­рян­ства на ме­стах. После ее про­ве­де­ния «дво­рян­ство стало вспо­мо­га­тель­ным сред­ством ко­рон­ной ад­ми­ни­стра­ции, по­ли­цей­ским ору­ди­ем пра­ви­тель­ства» . Глав­ной фи­гу­рой стал чи­нов­ник.
Тогда же ми­нистр на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния С. Ува­ров вы­дви­нул тео­рию «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» в виде три­еди­ной фор­му­лы: пра­во­сла­вие, са­мо­дер­жа­вие, на­род­ность. Ува­ров про­ти­во­по­ста­вил дво­рян­скую ре­во­лю­ци­он­ность и вер­ность на­ро­да са­мо­дер­жа­вию и пра­во­сла­вию. Он утвер­ждал, что оп­по­зи­ци­он­ные идеи при­но­сят­ся с За­па­да, а ис­кон­но рус­ски­ми чер­та­ми яв­ля­ют­ся пас­сив­ность, на­бож­ность, вера в царя.
В пе­ри­од прав­ле­ния Ни­ко­лая I Рос­сия вела войны с Тур­ци­ей и Ира­ном, про­дол­жа­лись во­ен­ные дей­ствия на Се­вер­ном Кав­ка­зе про­тив гор­цев. В 1853 г. Рос­сия ввя­за­лась в Крым­скую войну (1853-1856 гг. ) , ко­то­рая имела для стра­ны да­ле­ко иду­щие по­след­ствия. по­ра­же­ние в этой войне при­ве­ло к чет­ко­му осо­зна­нию вла­стью о не­об­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния кар­ди­наль­ных ре­форм.
Пе­ри­од цар­ство­ва­ния Ни­ко­лая Пер­во­го тра­ди­ци­он­но вос­при­ни­ма­ет­ся как эпоха за­стоя, но в то же время он на­пол­нен внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми. Это и время рас­цве­та рос­сий­ской куль­ту­ры, но, с дру­гой сто­ро­ны, же­сто­кое кре­пост­ни­че­ство. Жест­кая си­сте­ма­ти­за­ция сво­дов за­ко­но­да­тель­ства и аб­со­лют­но не при­кры­тый про­из­вол ор­га­нов вла­сти. При­об­ре­те­ние огром­но­го меж­ду­на­род­но­го ав­то­ри­те­та и тра­ги­че­ский и же­сто­кий про­иг­рыш в Крым­ской войне.
3) 1985-1991гг
Дан­ный пе­ри­од в ис­то­рии по­лу­чил на­зва­ние "пе­ре­строй­ки". После смер­ти в 1985 г. Чер­нен­ко к вла­сти при­шел Ми­ха­ил Гор­ба­чев. К тому вре­ме­ни СССР уже на­хо­дил­ся на грани глу­бо­ко­го кри­зи­са, как в эко­но­ми­ке, так и в со­ци­аль­ной сфере. Эф­фек­тив­ность об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства не­уклон­но сни­жа­лась, тяж­ким бре­ме­нем на эко­но­ми­ке стра­ны ле­жа­ла гонка во­ору­же­ний. Фак­ти­че­ски в об­нов­ле­нии нуж­да­лись все сферы жизни об­ще­ства. Слож­ное по­ло­же­ние СССР яви­лось при­чи­ной пе­ре­строй­ки, а так же, из­ме­не­ния внеш­ней по­ли­ти­ки стра­ны. Со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие этапы пе­ре­строй­ки:
1985 – 1986 гг.
1987 – 1988 гг.
1989 – 1991 гг.
Мас­штаб­ные из­ме­не­ния на­ча­лись не­сколь­ко позд­нее – с конца 1987 года. Этот пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­бы­ва­лой сво­бо­дой твор­че­ства, раз­ви­ти­ем ис­кус­ства. На те­ле­ви­де­нии вы­хо­дят ав­тор­ские пуб­ли­ци­сти­че­ские про­грам­мы, жур­на­лы пе­ча­та­ют ма­те­ри­а­лы, про­па­ган­ди­ру­ю­щие идеи ре­форм. В тот же время, явно обост­ря­ет­ся по­ли­ти­че­ская борь­ба. На­чи­на­ют­ся се­рьез­ные пре­об­ра­зо­ва­ния в сфере го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Так, в де­каб­ре 1988 г., на 11 вне­оче­ред­ной сес­сии Вер­хов­но­го Со­ве­та при­ни­ма­ет­ся закон «Об из­ме­не­ни­ях и до­пол­не­ни­ях к Кон­сти­ту­ции». Закон внес из­ме­не­ния в из­би­ра­тель­ную си­сте­му, введя прин­цип аль­тер­на­тив­но­сти.
Од­на­ко наи­бо­лее бур­ным ока­зал­ся тре­тий пе­ри­од пе­ре­строй­ки в СССР. В 1989 г. пол­но­стью вы­во­дят­ся из Аф­га­ни­ста­на со­вет­ские вой­ска. Фак­ти­че­ски СССР пе­ре­ста­ет под­дер­жи­вать со­ци­а­ли­сти­че­ские ре­жи­мы на тер­ри­то­рии дру­гих го­су­дарств. Ла­герь со­ци­а­ли­сти­че­ских стран ру­шит­ся. Важ­ней­шим, зна­ко­вым, со­бы­ти­ем того пе­ри­о­да яв­ля­ет­ся па­де­ние Бер­лин­ской стены и объ­еди­не­ние Гер­ма­нии.
На фоне жест­кой по­ли­ти­че­ской борь­бы в этот пе­ри­од пе­ре­строй­ки Гор­ба­че­ва на­чи­на­ет­ся рас­кол и в сфере ин­тел­ли­ген­ции, среди де­я­те­лей ис­кус­ства. Если часть их была кри­ти­че­ски на­стро­е­на по от­но­ше­нию к про­ис­хо­дя­щим в стра­не про­цес­сам, то дру­гая часть ока­зы­ва­ет все­сто­рон­нюю под­держ­ку Гор­ба­че­ву. На фоне не­ви­дан­ной то этого вре­ме­ни по­ли­ти­че­ской и со­ци­аль­ной сво­бо­ды зна­чи­тель­но умень­ша­ют­ся объ­е­мы фи­нан­си­ро­ва­ния, как ис­кус­ства, так и науки, об­ра­зо­ва­ния, мно­гих от­рас­лей про­из­вод­ства. Та­лант­ли­вые уче­ные в по­доб­ных усло­ви­ях уез­жа­ют ра­бо­тать за рубеж, или же пре­вра­ща­ют­ся в биз­не­сме­нов. Мно­же­ство НИИ и КБ пре­кра­ща­ют свое су­ще­ство­ва­ние. Раз­ви­тие на­у­ко­ем­ких от­рас­лей за­мед­ля­ет­ся, а позже и со­всем оста­нав­ли­ва­ет­ся. По­жа­луй, яр­чай­шим при­ме­ром этого может стать про­ект «Энер­гия – Буран», в рам­ках ко­то­ро­го был со­здан уни­каль­ный кос­ми­че­ский чел­нок мно­го­ра­зо­во­го ис­поль­зо­ва­ния «Буран», со­вер­шив­ший един­ствен­ный полет.
Ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние боль­шин­ства граж­дан по­сте­пен­но ухуд­ша­ет­ся. Так же, про­ис­хо­дит обост­ре­ние меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний. Мно­гие куль­тур­ные и по­ли­ти­че­ские де­я­те­ли на­чи­на­ют го­во­рить о том, что пе­ре­строй­ка из­жи­ла себя.
 
 

Категория: История | Просмотров: 6078 | Добавил: admin | Теги: история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar