![](/_nw/0/s63302792.jpg)
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Стояние на Угре
2) Взятие Казани
3) Гуситские войны
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
A) осада русскими войсками г. Плевны
Б) подписание Ништадского договора
B) цусимское сражение
Г) введение Юрьева дня
ГОДЫ
1) 1905 г.
2) 1916 г.
3) 1497 г.
4) 1877 г.
5) 1855 г.
6) 1721 г.
Задание 3
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIX в.
1) декабристы; 2) промышленный переворот; 3) октябристы;
4) кадеты; 5) отрезки; 6) аракчеевщина.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4
Запишите термин, о котором идёт речь.
Первый русский музей, учреждённый ещё при Петре I, представлявший в начале коллекцию «всяких диковинок и уродцев».
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
A) опричнина
Б) коллективизация
B) феодальная война второй четверти XV в.
Г) Великие реформы
ФАКТЫ
1) отмена крепостного права в 1861 г.
2) Соловецкое восстание
3) массовый голод в некоторых районах СССР в 1932-1933 гг.
4) правление Елены Глинской
5) карательный поход Ивана IV на Новгород
6) приход к власти Василия II
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.
Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».
Б) «Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, [император] надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника <...>.
Таким избранником оказался граф Аракчеев, ставший к концу царствования [императора] неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления <...>».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Правитель, речь о котором идет в документе носил титул императора.
2) Правитель, речь о котором идет в документе был последним представителем этой династии на российском престоле.
3) Правитель, речь о котором идет в документе противодействовал введению в стране военных поселений.
4) При данном правителе в состав России вошли Казань и Астрахань.
5) Этот правитель привлек к проведению реформ М.М. Сперанского.
6) В начале его правления большую роль играл кружок единомышленников – Избранная Рада.
Задание 7
Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) С. М. Соловьёв 2) М. Н. Ермолова 3) А. А. Ханжонков
4) В. О. Ключевский 5) С. П. Дягилев 6) Н. М. Карамзин
Задание 8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ битва началась с наступления германских войск, согласно подготовленной немецким командованием операции «Цитадель» .
Б) ______________ конференция проходила в 1943 г., в ходе переговоров обсуждались вопросы открытия второго фронта.
В) ______________ операция советских войск носила кодовое название «Багратион».
Пропущенные элементы:
1) Тегеранская
2) Белорусская
3) Ржевская
4) Московская
5) Сталинградская
6) Курская
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 9
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей XIX вв. и связанными с ними мероприятиями внутренней политики. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ
A) А. Х. Бенкендорф
Б) Д. А. Милютин
B) П. Д. Киселев
Г) А. А. Аракчеев
МЕРОПРИЯТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
1) основание военных поселений
2) учреждение III отделения канцелярии Николая I
3) проведение реформы управления государственными крестьянами
4) введение всеобщей воинской повинности
5) создание Временного правительства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 10
Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.
В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)
Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
![](/_nw/0/s19638161.jpg)
Пропущенные элементы:
1) Речь Посполитая
2) королева Виктория
3) Невская битва
4) Борис Годунов
5) Михаил Фёдорович
6) Крымское ханство
7) Швеция
8) опиумные войны
9) Чигиринские походы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 12
Прочтите отрывок из исторического источника.
«Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых — задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Императором, о котором говорится в отрывке, является Николай I.
2) Среди пятерых казнённых, упоминаемых в отрывке, были С. П. Трубецкой и Н. М. Муравьёв.
3) Автор поддерживает мероприятия, предпринятые императором для укрепления самодержавной власти.
4) Мятеж 14 декабря, упоминаемый в отрывке, произошёл в Москве.
5) Среди тех, кого, согласно данному отрывку, отправили в ссылку, были К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.
6) Казнь, о которой говорится в отрывке, состоялась летом 1826 г.
Задание 13
Напишите имя российского императора, к годам правления которого относится данная война.
![](/_nw/0/s94797299.jpg)
Рисунок 1
Задание 14
Напишите название города, который обозначен на карте (Рисунок 1) цифрой «1».
Задание 15
Напишите название обозначенной на карте (Рисунок 1) цифрой «3» крепости, которая в ходе войны длительный период осаждалась основными силами русской армии.
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к схеме (Рисунок 1), являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Результатом войны стало приобретение независимости Грецией.
2) Во время войны особо отличился русский полководец М. Д. Скобелев.
3) Война получила название Крымской.
4) Союзником России в этой войне была Великобритания.
5) Противником России в этой войне была Османская империя.
6) По условиям мирного договора, заключённого по итогам этой войны, Сербия получила независимость.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
A) скульптурный комплекс или мемориал «Родина-мать»
Б) кинофильм «Покаяние»
B) роман «В круге первом»
Г) картина «Оборона Севастополя»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Установлен в Волгограде.
2) Автор — А. И. Солженицын.
3) Создан в 1980-е гг.
4) Сюжет иллюстрирует события периода оттепели.
5) Главный герой — В.И. Ленин.
6) Автор — А. А. Дейнека.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 18
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
![](/_nw/0/s01049079.jpg)
1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.
2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.
5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.
Задание 19
Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при которых произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
![](/_nw/0/s12671210.jpg)
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 - 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Задание 20
Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Задание 21
Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
Задание 22
Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Задание 23
В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории Роcсии:
1) 1425—1462 гг.;
2) 1825—1855 гг.;
3) 1985—1991 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
![](/_nw/0/14280545.png)
Ответы к заданиям 1 - 19
Номер задания |
Правильный ответ |
1 |
312 |
2 |
4613 |
3 |
34 |
4 |
Кунсткамера |
5 |
5361 |
6 |
4615 |
7 |
146 |
8 |
612 |
9 |
2431 |
10 |
Хрущев |
11 |
137528 |
12 |
136 |
13 |
АлександрВторой |
14 |
Константинополь |
15 |
Плевна |
16 |
256 |
17 |
1326 |
18 |
25 |
19 |
14 |
Ответы к заданиям 20 - 25
Задание 20
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период — перестройка;
2) фамилия Генерального секретаря — М. С. Горбачёв.
Задание 21
Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:
— отсутствие частной собственности на средства производства;
— плановый характер хозяйства;
— командные (бюрократические) методы руководства экономикой;
— отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
— бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;
— государственный контроль за ценообразованием;
— государственная монополия на внешнюю торговлю.
Могут быть названы другие характерные черты.
Задание 23
Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразованиия периода перестройки:
— введение системы госприёмки;
— расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;
— развитие кооперативного движения;
— разрешение индивидуального предпринимательства;
— создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);
— создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы, преобразования.
Задание 24
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- рост городов. по сравнению с Древнерусским государством;
- успехи в развитии ремесла, торговли и образования.
2) в опровержение, например:
- феодальные усобицы замедляли развитие;
- резко упала обороноспособность Руси
Могут быть приведены другие аргументы.
Задание 25
1) 1425-1462гг
Наиболее яркие личности данного периода: Василий 2 Темный правил с 1425 года по 1462. А также его двоюродные братья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка.Между ними развернулась война за московский великокняжеский престол, которая проходила с переменным успехом. Война принесла много бед и страданий всему русскому народу и лично князьям. Она отвлекала их от главной задачи и не позволила освободиться от ордынского ига. Ордынское иго - политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.Представителем древней формы феодальных отношений явился Дмитрий Шемяка, выступивший главным противником Московского князя. В союзе с Можайским князем Иваном Андреевичем и при поддержке Тверского князя Бориса Ш. в 1446 захватил Москву, арестовал вел. князя Василия Васильевича II и, ослепив его, сослал в Углич. Бывший вел. кн. Московский однако продолжал быть символом централизованной власти и, поддержанный церковью, частью боярства и городской буржуазией, получил через несколько месяцев Москву и великое княжение обратно. Лишенный своих владений, Шемяка нашел прием в Новгороде Великом, где по наущению из Москвы был отравлен.
Непростые отношения у Москвы и Василия Темного были с Золотой Ордой. Василий пытался отстоять независимость Руси от монголо-татарского ига и постоянно совершал походы против Орды и ее ханов.
В 1437 году Василий 2 посылает войска в город Белев. Русская армия наносит поражение тарарам и вынуждает их пойти на переговоры, однако русские воеводы разрывают переговоры, надеясь на свои силы, и в итоге терпят ужасное поражение от татар.
В 1439 году татары, воодушевленные успехом в Белеве, подступают к Москве. Василий покидает город, оставив во главе воеводу Юрия Патрикеевича. Однако взять Москву татарам не удается.
Вплоть до 1443 года монголо-татары постоянно совершают набеги на русские земли, разоряя и разрушая их.
В 1444 году между татарским ханом и Василием 2 разворачивается ожесточенная борьба за Нижний Новгород. Орде удается захватить город, но ненадолго, вскоре Василий вновь возвращает Новгород под власть Москвы.
В 1445 году Василий попадает в плен к татарам, но очень скоро его выкупают, и он возвращается в Москву.
В целом, внешняя и внутренняя политика, а также вся деятельность Василия 2 Темного была направлена на объединение земель и подчинение как можно больших территорий власти Москвы и великого князя Московского.
Итогами правления Василия 2 стали:
Василий благодаря победе в династической (феодальной) войне , укрепил великокняжескую власть. В результате победы Василия в Москве утвердился прямой порядок наследования престола, не стало поводов для усобиц. Завершается процесс ликвидации старинной лествицы, начатый еще Дмитрием Донским. Начинается процесс ликвидации уделов.
Суздальско-Нижегородское, Новгородское, Псковское княжества и Вятская земля попали в зависимость от Москвы.
Василий 2 Темный скончался в 1462 году. После смерти государя на престол взошел его сын, Иван 3.
2) 1825-1855гг
Данный период в истории России характеризовался правлением Николая I. Николай I вступил на престол после смерти старшего брата Александра 1. Его готовили к военной службе, а не к управлению Россией, что наложило отпечаток на политику императора, хотя он понимал необходимость преобразований. В Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г. ) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Обещанное не было реализовано.
Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Особое место занимали ее III отделение и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Среди всех чиновников половину составляли военные. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Происходила бюрократизация государства.
Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.
В 1830-е гг. проводилась губернская реформа, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства» . Главной фигурой стал чиновник.
Тогда же министр народного образования С. Уваров выдвинул теорию «официальной народности» в виде триединой формулы: православие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодержавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя.
В период правления Николая I Россия вела войны с Турцией и Ираном, продолжались военные действия на Северном Кавказе против горцев. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну (1853-1856 гг. ) , которая имела для страны далеко идущие последствия. поражение в этой войне привело к четкому осознанию властью о необходимости проведения кардинальных реформ.
Период царствования Николая Первого традиционно воспринимается как эпоха застоя, но в то же время он наполнен внутренними противоречиями. Это и время расцвета российской культуры, но, с другой стороны, жестокое крепостничество. Жесткая систематизация сводов законодательства и абсолютно не прикрытый произвол органов власти. Приобретение огромного международного авторитета и трагический и жестокий проигрыш в Крымской войне.
3) 1985-1991гг
Данный период в истории получил название "перестройки". После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:
1985 – 1986 гг.
1987 – 1988 гг.
1989 – 1991 гг.
Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.
На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.
Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.
|